«Если вы критикуете Китай, то можете прямиком выходить из ВТО», «Япония, США и Европа тоже регулируют экспорт высокотехнологичной продукции в Китай», - писали китайские пользователи.
В октябре этого года ВТО утвердило общие положения совместной жалобы Японии, США и Евросоюза на нарушения регулирования экспорта редкоземельных металлов Китаем. Новость о составлении предварительного заключения с рекомендациями Китаю исправить положение встретила яростное возмущение в китайском Twitter «Вэйбо».
Редкоземельные металлы являются неотъемлемым материалом для гибридных машин и средств связи, японские предприятия раньше закупали в Китае более 90% от своих нужд в этом сырье.
Во время вступления Китая в ВТО в 2001 году при поддержке Японии, США и Евросоюза был установлен принцип отказа от экспортных пошлин на редкоземельные металлы. Однако после инцидента с китайскими рыболовными судами в сентябре 2010 года в акватории островов Сэнкаку Китай фактически ввел эмбарго на экспорт редкоземельных металлов в Японию и пустил в ход эту «дипломатическую карту», обнаружив клыки.
Ситуация изменилась
ВТО указало Китаю на нарушение обещаний, но на деле, пока в ВТО шли обсуждения вопроса, Япония, которая была самым большим импортером для Китая, провела диверсификацию поставщиков и разработала технологии по вторичному использованию редкоземельных металлов, сильно сократив зависимость от Китая. Все это позволило ей повернуть ситуацию в свою пользу.
«Экспорт развалился. Я сдаюсь», - вздыхает тайваньский управляющий (46 лет) торговой компании, имеющей дело с китайскими редкоземельными металлами. Китайское правительство утвердило квоты по экспорту в этом году в 31 001 тонну, но на самом деле объем экспорта не достигает и половины этой цифры и остается на уровне 15 000 тонн. Недостача по квотам идет уже третий год.
При этом средняя цена за одну тонну сырья упала на 60% по сравнению с прошлым годом. В июле этого года крупнейший производитель редкоземельных металлов во Внутренней Монголии был вынужден остановить работу. Таким образом китайская индустрия редкоземельных металлов оказалась на краю разорения.
Комментарии в интернете, критикующие ВТО и Японию, США, Евросоюз, можно воспринять и как проявление раздражения в ответ на кризисную ситуацию в Китае – стране, безраздельно главенствовавшей на рынке редкоземельных металлов до недавнего времени.
Однако Китай работает над стратегией по «воскрешению» умершей промышленности. В феврале «сдавшийся» тайваньский управляющий случайно встретился с несколькими японскими бизнесменами в администрации китайской провинции Цзянси, где добывают редкоземельные металлы: «Точно видел их раньше в Японии».
В этом городе нечасто можно встретить японцев. Наш управляющий был приглашен на ужин с начальниками местной администрации, где получил доступ к внутренней информации: «Мы предлагаем японским крупным производителям автомобилей и электротоваров основать здесь совместное предприятие по переработке редкоземельных металлов». На данный момент активизировалось уже несколько компаний. Японец, которого видел управляющий в администрации, раньше отвечал за поставки редкоземельных металлов в крупной автомобильной компании.
Скормить огромный рынок
Вот какой сценарий развития видит перед собой местная администрация. Создать совместное предприятие по производству деталей для гибридных автомобилей в Цзянси, внедрить японские передовые технологии обработки, необходимые для производства гибридов. Не полагаясь на экспорт, редкоземельную продукцию будут продавать на внутреннем рынке, заодно получив высокие технологии. Получается, что ветер опять задул в сторону Японии.
Представители автомобилестроения говорят, что строительство завода по производству запчастей в сырьевом регионе исходит из намерений крупных производителей готовых автомобилей. В этом году Китай впервые в мире превысил цифру в два миллиона по количеству произведенных новых автомобилей.
С другой стороны, после бойкота японских машин, объявленного прошлой осенью в связи с антияпонскими настроениями в стране, для автомобилей японских брендов в Китае продолжаются трудные времена. «В ответ на строительство завода по переработке редкоземельных металлов в провинции Цзянси мы предложили выгодную сделку по продаже гибридных автомобилей в Китае», - разъясняет представитель.
Подобные стратегии стали применять и в других провинциях. Автономный регион Внутренняя Монголия и провинция Гуандун тоже предлагают крупным японским производителям электроники вариант строительства заводов в обмен на преимущества и налоговые послабления при выходе на рынок.
Когда тебе, по сути дела, предлагают пропуск на бескрайний рынок, менеджеры начинают сомневаться. Тайваньский управляющий не скрывает своего удивления тем, как легко они готовы передать Китаю драгоценные технологии обработки редкоземельных металлов, которые недавно были «неприступной крепостью».
Если японские предприятия, владеющие высокими технологиями, станут дружно отвечать на «нашептывания» Китая, то, с его точки зрения, даже при отсутствии экспорта редкоземельных металлов, обработка, производство и продажа готовых деталей в самой стране сможет остановить падение международных цен на это сырье. Рекомендации ВТО не распространяются на сделки внутри страны.
В 1992 году лидер Китая Дэн Сяопин заявлял: «На Ближнем Востоке есть нефть, а в Китае есть редкоземельные металлы», - открывая таким образом путь стратегическому сырью.
Несмотря на эмбарго, которое не понравилось ВТО, производственные мощности Китая, руководствующегося своей неконтролируемой экспансионистской политикой, трехкратно превысили уровень мирового спроса. «Дипломатическая карта» была бита мировым сообществом, и в ответ на это Китай сегодня ищет новые способы внутреннего решения проблемы.