Сокрушительное поражение Индийского национального конгресса на выборах в Дели и еще трех штатах на севере Индии является наглядным подтверждением заката «старой партии», которая привела страну к независимости в 1947 году. Практически все этой время конгрессом руководила династия Неру-Ганди, в связи с чем его неудача — это одновременно и неудача семьи, чей некогда сверкающий ореол становится все бледнее.
В настоящий момент лидером партии остается Соня Ганди, вдова бывшего премьер-министра Раджива Ганди (убит в 1991 году). В предвыборной борьбе ее возглавляет сын Сони Рахул Ганди. В настоящий момент партии грозит практически полная потеря позиций на севере Индии после намеченных на весну 2014 года всеобщих выборов.
Индия очень быстро меняется, а распространение телевидения и интернета породило у людей новые ожидания. Поэтому одно лишь упоминание знаменитой династии не может, как раньше, само по себе служить залогом успеха.
Недостаток харизмы
43-летний Рахул Ганди — представитель уже четвертого поколения этой династии (после дедушки Неру, бабушки Индиры и отца Раджива), однако ему определенно не достает харизмы его предков.
Попытки реорганизовать партию настроили против него немалую часть руководства, и многие сомневаются в его способности представить на выборах четкую и реалистичную программу. «Рахул очень много трудится для того, чтобы изменить стиль работы конгресса, но, к несчастью, ему не удалось доходчиво рассказать партии и избирателям о том, что ему на самом деле хочется сделать», — утверждает один представитель партийного руководства. Появляющиеся на экранах видеозаписи и статистические данные не могут заменить живого общения, но встретиться с Рахулом, как и с его матерью, практически невозможно.
В тени «Госпожи»
Само по себе присутствие династии парализует все инициативы внутри партии, у руководства которой есть только одна цель — не навлечь на себя недовольство «Госпожи», как здесь называют Соню Ганди. Она является настоящей хозяйкой как партии, так по сути и правительства Манмохана Сингха (у власти с 2004 года). Такая дихотомия подрывает и без того не самые прочные позиции кабинета министров, образ которого тесно связан с коррупционными скандалами, а также отсутствием четких экономических решений и ясных задач.
Стиль руководства Сони Ганди, которая отдает предпочтение масштабным популистским программам в ущерб необходимой для развития страны бюджетной экономии, больше не привлекает сторонников. «Мрлодежи не нравится такой патронаж. Им в гораздо ближе дух предпринимательства. Они верят, что могут сами чего-то добиться, и хотят настоящие возможности и необходимые для успеха условия», — пишет политолог Дипанкар Гупта в The Times of India.
Нежданный успех ППЧ
Невероятный по своим масштабам успех в Дели Партии простого человека (ее создал всего лишь год назад мелкий чиновник Арвинд Кердживал) стал важнейшим сигналом, который никто не может оставить без внимания.
В предвыборной кампании партия сделала ставку на борьбу с коррупцией и выдвинула кандидатов, которые не обладают политическим опытом, но уже успели заявить о себе в жизни общества. Кроме того, более высокая чем обычно явка избирателей в Дели стала признаком искреннего стремления к переменам.
Новый средний класс хочет сказать свое слово насчет управления страной и не желает молча принимать все указания сверху, как привык действовать Индийский национальный конгресс.
Опасный соперник
Кроме того, на будущих выборах Рахулу Ганди придется иметь дело с умелым оратором Нарендой Моди, которого националисты из Индийской народной партии обещают сделать премьером в случае победы. Главный министр штата Гуджарат Наренда Моди заслужил весьма противоречивую репутацию после того, как предпочел закрыть глаза на убийства от 1 000 до 2 000 мусульман в 2002 году.
Это кровопролитие последовало за пожаром в поезде с паломниками-индуистами, в результате которого погибли 58 человек. В своей кампании Моди делает упор на успехах штата Гуджарат, которым руководит с 2001 года. Он пользуется большой популярностью в деловых кругах и умеет привлечь внимание людей к своим выступлениям, тогда как Рахул Ганди только вызывает скуку бесконечными рассуждениями о кастах, религиях и т.д. «Молодые люди не идеалисты, а прагматики. Они поддержат того, кто кажется им победителем», — уверен социолог Йогендра Сингх.
Все эти годы главной задачей Сони Ганди было сохранить семейное наследие для сына. Сейчас же ей нужно полностью пересмотреть стратегию. Перемены нужны не только в структуре партии, но и в сложившемся в ней менталитете. Сейчас же она может дорого поплатиться за неспособность освободиться от хватки династии.