Cepajuste: Торговый оборот Украины с Россией больше, чем с ЕС. Нет ли противоречия между стремлением активистов к сближению с Евросоюзом и экономическими интересами страны, которые скорее подчеркивают значимость Таможенного союза с Россией?
Элен Деспик-Поповик: На самом деле это не совсем так. Торговый оборот Украины с ЕС находится примерно на том же уровне, что и с Россией. Цифры вполне сравнимы. Хотя, разумеется, торговля Украины с Россией и Европейским Союзом касается разных товаров. Украина закупает у России газ и продукцию металлургической промышленности.
Cepajuste: Почему ЕС поставил условием отказ Украины от вступления в Таможенный союз?
— Сближение с ЕС означает принятие в украинской экономике целого ряда стандартов и регламентационных мер, тогда как в Таможенном союзе существуют другие стандарты.
Adèle: Сторонники расширения связей с Россией утверждают, что Украина с экономической точки зрения не готова к вступлению в ЕС. Что вы думаете по этому поводу?
— В любом случае, о вступлении Украины в ЕС речи пока не идет. Ей предлагают не это. Ей предлагают ассоциацию с ЕС, то есть процесс, в рамках которого ей нужно изменить многие из существующих норм. Разумеется, пока что ей до этого еще очень далеко, но для нее это все равно — возможность модернизировать свою экономику.
Pierre: Президент Янукович может изменить позицию? Если да, то как ему при этом не потерять лицо?
Boris: Может ли президент Украины отказаться подписать договор с Россией?
— Один из его советников заявил утром, что он не будет ничего подписывать. Как бы то ни было, сейчас Россия предлагает немедленную финансовую помощь через предоставление займа и снижения цен на газ. Путин и Янукович уже неоднократно встречались, и нам неизвестно, что они пообещали друг другу. Это закрытый мир.
Если президент пойдет на попятную, нет сомнений, что он для начала пожертвует несколькими козлами отпущения. Активисты требуют от него в частности наказать тех, кто несет ответственность за полицейское насилие, и он уже пожертвовал заместителем главы Совета безопасности. Самое неустойчивое положение сейчас у премьер-министра. Поговаривают, что его голова первой полетит с плеч, если Янукович решит сменить курс.
Yolipo: В чем заключается суть этих разногласий? В несовместимости европейской и российской системы?
— Основополагающая проблема — это зависимость украинской экономики от российского газа. Но ее не назвать неразрешимой. Промышленность потребляет огромное количество газа, потому что оборудование устарело, а инвестиций было недостаточно. Если экономику модернизировать, она будет требовать меньше газа. То есть зависимость от поставок газа будет играть куда меньшую роль, как только Украина сможет снизить его потребление.
Jean-Luc: Может ли президент Украины использовать силовые методы и, например, направить армию на разгон демонстрантов? Опасаются ли этого среди активистов?
— Янукович еще не принял окончательное решение, и поэтому возможны все варианты. В его окружении есть сторонники силового решения, а также те, кто хотел бы наладить диалог. Кроме того, он получил серьезные предупреждения из-за границы. В частности ему позвонили из США и сказали, что если он применит силу, его ждут серьезные последствия.
Демонстранты опасаются репрессий властей, но не собираются отступать. После каждого столкновения с полицией на демонстрации приходит только больше людей.
MrPom2Ter: Франция выразила свою позицию насчет ситуации на Украине? Если да, то какую?
— В прошлую среду Лоран Фабиус должен был встретиться в Париже с лидером оппозиции боксером Виталием Кличко, однако встречу пришлось в последний момент отменить, потому что полиция попыталась силой разогнать демонстрантов.
Vincent: Находятся ли в Киеве сторонники Януковича?
— Небольшая группа (порядка 1000 человек) стоит лагерем у Марьинского парка напротив здания правительства. Это члены правящей партии. На выходных людей было больше. Янукович обратился ко всем сторонникам, а не только членам его движения.
David: Может ли российская армия провести вмешательство на Украине?
— У российской армии нет базы на Украине. Ситуация очень сильно отличается от того, что было в Грузии в 2008 году.
Leibel: Расскажите нам о партии «Свобода», бывших украинских национал-социалистах.
— Это ультранационалистическая партия, которая немного изменила имидж после вхождения в парламент. Раньше она занимала очень жесткие позиции, а сегодня ее лидеры пытаются показаться умеренными. Именно они обрушили памятник Ленина две недели назад.
Armand: Что произойдет, если президент Украины подпишет соглашение с Россией, несмотря на протесты демонстрантов?
— Как мне кажется, это движение возникло на Украине всерьез и надолго. В ближайшее время подписание, скорее всего, исключено, потому что тем самым он только подольет масла в огонь. Кроме того, главная цель России — не сформировать экономический союз с Украиной, а продемонстрировать, что у нее все еще есть достаточно влияния, чтобы удержать Киев на политической орбите. Путин стремится восстановить влияние в бывших советских республиках, но это касается в большей степени политики и символики, чем экономики.