Atlantico: Полученные в Великобритании и Франции данные говорят о росте регулярного употребления алкогольных напитков женщинами старше 65 лет. Раз обычно эта тенденция свойственна мужчинам, почему женщины в таком возрасте начинают активнее налегать на спиртное? С чем это связано?
Дан Велеа: На самом деле в этом явлении нет ничего нового. Оно уходит своими корнями в изменение социальной роли женщины в этом возрасте. Оно произрастает на обычном алкоголизме и обостряется, когда жизнь женщины меняется. Дети уже ушли из дома, а супружеские отношения становятся все более напряженными или наоборот практически сходят на нет. Кроме того, так происходит не со всеми женщинами, и некоторые из них оказываются в этом возрасте в социальной изоляции. Повторюсь, у этих нездоровых отношений с алкоголем в жизни женщин нет ничего нового, но они обостряются из-за неспособности справиться с одиночеством и подготовиться к жизни «после семьи».
— Как может отразиться это пристрастие на женщинах в плане здоровья и общественной жизни?
— Общество в некотором роде «принимает» мужской алкоголизм, однако пристрастие женщин к спиртному воспринимается резко отрицательно. Поэтому общественные и психологические последствия могут быть очень серьезными: женщинам не удается примириться с таким отношением, что, разумеется, никак не исправляет ситуацию в плане социальной изоляции, алкоголизма и медицинской помощи.
Что касается здоровья, последствия точно такие же, как и в случае классического алкоголизма, однако к ним добавляется еще и возрастной фактор, который ничего хорошего тоже не сулит. Таким образом, это может отразиться на печени, желудке и сердце.
— Можно ли это предотвратить? Когда нужно начинать принимать превентивные меры, чтобы не допустить появления поколения 60-летних алкоголиков?
— Я выступаю за «первичные» превентивные меры, которые начинаются в шесть-восемь лет. Очень важно, чтобы дети, как девочки, так и мальчики, еще с малых лет узнали об опасностях различных зависимостей и в частности алкоголизма. Тем не менее, на этом превентивная программа не должна останавливаться, нужно, чтобы она сопровождала людей всю их жизнь. Если близкий человек оказался в такой ситуации, единственное решение — позволить ему получить квалифицированную помощь.
Дан Велеа, психиатр-аддиктолог.