19 декабря, то есть на следующий день после принятия закона об амнистии политических заключенных, в результате которого на свободу должны были выйти две участницы Pussy Riot и активисты Greenpeace (официально им предъявлено обвинение в хулиганстве, и они не сидят в тюрьме, а были отпущены под залог) президент России Владимир Путин заявил, что собирается подписать указ о помиловании бывшего нефтяного магната Михаила Ходорковского, которого вместе с партнером Платоном Лебедевым в 2005 году приговорили к восьми годам тюрьмы за «мошенничество» и «уклонение от уплаты налогов».
Историк и специалист по России Галина Аккерман рассказывает нам об обстоятельствах принятия этого закона об амнистии и решения помиловать Михаила Ходорковского.
Le Monde: С чем связано решение Владимира Путина подписать закон об амнистии, который позволяет выйти на свободу активистам Greenpeace и Pussy Riot, а затем помиловать Михаила Ходорковского?
Галина Аккерман: С инициативой об этом законе выступили правозащитники, а не президент. Сроки его принятия подвинули так, чтобы освободить активистов Greenpeace и Pussy Riot накануне Олимпийских игр в Сочи, которые представляют собой личный проект Владимира Путина и огромные инвестиции. Тем не менее, ряд глав государств, в том числе Франсуа Олланд и Барак Обама, уже заявили, что не поедут на церемонию открытия. Протестные акции в поддержку Greenpeace и Pussy Riot во время Олимпиады не лучшим образом отразились бы на имидже Путина и России. Эта уступка была нужна, чтобы ничто не помешало его триумфу в Сочи.
Что касается Ходорковского, тут есть и еще одна причина: состояние российской экономики оставляет желать лучшего. Рост экономики застопорился, несколько банков обанкротились, цены на нефть и газ застряли на месте. Путин хочет остановить массовый отток капиталов за границу и вернуть обратно выведенные в офшоры российские капиталы. Таким образом, это помилование представляет собой мощный сигнал для российских и иностранных инвесторов. Индекс ММВБ немедленно отреагировал на эту новость.
Путин — мстительный человек. Если он резко меняет тон своих заявлений по Ходорковскому, значит, у него для этого есть серьезные причины. В любом случае, у Владимира Путина достаточно средств, чтобы держать того под надзором. Михаил Ходорковский должен денег российскому государству. Он не получит загранпаспорта и не заинтересован в возвращении в политику. Поэтому у Путина нет оснований опасаться, что Ходорковский может стать российским Манделой.
— Каковы в целом масштабы этого закона об амнистии в России? Это по-своему необычайная мера?
— Вовсе нет, в истории независимой России уже было несколько случаев амнистии. Этот закон, который был принят в среду на 20-ю годовщину российской Конституции, довольно скромен по своим масштабам: он касается 1 300 заключенных из колоний и тюрем, а также 24 000 человек, которые находятся на исправительных работах или ожидают начала процесса. Это при том, что общее число заключенных составляет от 700 000 до 800 000 человек.
Стоит отметить, что эта амнистия касается не конкретных заключенных, а их категорий. Под нее подпадают осужденные по определенным статьям уголовного кодекса, например, за хулиганство, или некоторые группы вроде беременных женщин. Каждый случай будет в дальнейшем разбираться в суде.
— Одна из участниц Pussy Riot сказала, что собирается отбыть весь срок полностью, потому что амнистия перечеркивает возможность пересмотра судебного решения. Может ли заключенный отказаться от освобождения?
— Нет, заключенный не может отказаться от амнистии, если подпадает под ее критерии. С Михаилом Ходорковским все обстоит иначе, потому что он осужден за экономические преступления, и, следовательно, амнистия его не касается.
— Президент Путин говорит, что Ходорковский подал прошение о помиловании, и что он помилует его президентским указом. Адвокаты и мать Ходорковского утверждают, что не знают о существовании такого прошения. Быть может, Кремль напрямую связался с Ходорковским в его карельской колонии?
— До настоящего времени Ходорковский неизменно отказывался просить о помиловании, потому что это было бы равнозначно признанию вины, а он всегда говорил о своей невиновности. Если он и пошел на такой шаг, то явно по семейным обстоятельствам: его родители старые больные люди, а дети повзрослели без него...