Чтобы не лишиться своих репортерских карточек прессы, китайским журналистам в начале будущего года придется сдавать новый экзамен по идеологии. Репортеры заявляют, что это очередной пример того, как правящая коммунистическая партия при председателе Си Цзиньпине усиливает свой контроль над средствами массовой информации.
От репортеров впервые требуют сдачи такого экзамена в массовом порядке, сообщают государственные СМИ. Экзамен будет основан на 700-страничном наставлении, в котором полно указаний типа «в публикуемых сообщениях категорически запрещается размещать комментарии, идущие вразрез с линией партии», или «отношения между партией и новостными СМИ это отношения ведущего и ведомого».
Некоторые репортеры говорят, что последствия от усиления контроля над СМИ за последний год их по-настоящему пугают. «Совершенно очевидно затягивание гаек в газетах, влияющих на общественное мнение», — сказал один журналист, работающий в журнале о текущих событиях.
Китай также активизировал работу по ограничению деятельности иностранных средств массовой информации. Репортерам New York Times и Bloomberg News вот уже больше года не дают новые журналистские визы после того, как они опубликовали материалы о состояниях родственников бывшего премьера Вэнь Цзябао и Си Цзиньпина.
В четверг китайский МИД дал аккредитацию журналистам из Bloomberg и некоторым репортерам из New York Times, разрешив им подавать заявления на визы.
«Мы надеемся, это событие означает, что ждущие своих карточек прессы репортеры New York Times скоро их получат, и что все репортеры, у которых до сих пор продолжается процесс оформления виз, получат в 2014 году долгосрочные визы», — отметил в своем заявлении президент Клуба зарубежных корреспондентов Китая Питер Форд (Peter Ford).
Основной регулирующий орган СМИ — Главное управление прессы и публикаций — заявило через государственные средства массовой информации о том, что цель нового экзамена и сопутствующего обучения заключается в «повышении качества работы китайских журналистов и введении социализма в их основную систему ценностей». Оно не стало отвечать на вопросы агентства Reuters об экзамене и о свободе прессы в КНР.
Китайские государственные СМИ традиционно являются ключевыми органами партийной пропаганды. Но реформы последнего десятилетия привели к большей коммерциализации средств массовой информации и немного расширили самостоятельность и независимость редакций. Наряду с этим развиваются социальные СМИ, что ведет к ослаблению контроля государства.
Даже в самой партии случаются разные толкования роли и задач СМИ в китайском обществе. «Контроль прессы способствует не только борьбе с коррупцией, но и социальному прогрессу», — заявил в четверг заместитель президента Центрального бюро компиляции и переводов Ю Кэпин (Yu Keping) на Цайсиньском саммите, который организует влиятельный китайский журнал, и где собираются видные политологи и экономисты. Его бюро отвечает за «перевод и изучение работ классиков марксизма», о чем говорится на официальной веб-страничке china.org.cn.
«Есть предпосылки, позволяющие прессе содействовать общественному прогрессу, — продолжил Ю Кэпин. — Одна из них это самостоятельность. Прессу не следует прикреплять к влиятельным организациям».
Однако те, кто наблюдают за китайскими СМИ, указывают на появление множества редакционных статей после августовского выступления Си Цзиньпина перед руководителями органов пропаганды. По их мнению, это свидетельствует об обеспокоенности партии по поводу того, что она утрачивает контроль над дискуссией в обществе. Официальная Beijing Daily назвала борьбу партии за умы и сердца «битвой не на жизнь, а на смерть».
Однако некоторые репортеры и ученые называют причиной такого ужесточения январскую забастовку журналистов из откровенной газеты Southern Weekly, начавшуюся после того, как цензоры убрали из нее новогоднюю редакционную статью с призывом обеспечить в Китае соблюдение конституционных прав. Произошло это спустя всего несколько недель после прихода Си Цзиньпина на пост руководителя коммунистической партии.
«Это был шок для окружения Си Цзиньпина, — сказал эксперт по китайским СМИ Сяо Цян (Xiao Qiang), работающий в Калифорнийском университете в Беркли. — Они же владеют этими газетами. И тут возникает внутренний, но вполне публичный бунт, из-за чего механизмы цензуры и контроля над СМИ были выставлены в весьма неприглядном свете».
Забастовка закончилась после того, как местные руководители пропагандистского аппарата пообещали ослабить хватку цензуры. По данным из двух источников, с тех пор из газеты ушли два ведущих репортера. Southern Weekly от комментариев отказалась.
Журналистам придется пройти как минимум 18-часовой курс обучения по самым разным темам, включая «Ценности марксистских новостей и социализм с китайскими особенностями» и «Журналистская этика», после чего в январе или в феврале состоятся экзамены. Не сдавшим их репортерам придется пройти курс обучения заново, а потом опять прийти на экзамены. Но непонятно, что будет с теми, кто откажется сдавать эти экзамены.
Теоретически карточка прессы нужна всем репортерам в Китае, хотя профессор журналистики из Пекинского университета зарубежных исследований Чжан Цзян (Zhan Jiang) говорит, что многие обходятся и без нее. По его словам, недавние скандалы в китайских СМИ вызвали серьезные вопросу по поводу профессионализма в этой профессии.
Репортер из издающегося в Гуанчжоу таблоида New Express был арестован в октябре, когда сознался прямо на государственном телевидении в том, что получал взятки за фабрикацию более десятка статей о компании из Чанши Zoomlion Heavy Industry Science and Technology Co Ltd. Этот репортер писал, что компания мошенничает с продажами и завышает размеры прибыли. Государственная Zoomlion, занимающаяся производством строительной техники, все эти обвинения резко опровергла.
«Трудно сказать, для чего это — чтобы улучшить работу журналистов, или чтобы их контролировать. Мы не знаем, о чем думают власти», — сказал Чжан.
Но у репортеров почти нет сомнений относительно целей этого экзамена. «Цель такого рода контроля в том, чтобы сломить твое сопротивление, чтобы ты почувствовал неизбежность политического контроля», — заявил репортер из газеты, публикуемой в бурно развивающемся южном городе Гуанчжоу.