Согласно новому докладу, опубликованному в среду, 18 декабря, самые богатые государства мира не выполняют своего обещания решить проблему отмывания денег и уклонения от уплаты налогов, что обходится бедным странам в миллиарды долларов.
Этот обличительный доклад, подготовленный экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят 34 государства, был обнародован на фоне жестких высказываний по поводу незаконных финансовых потоков со стороны лидеров Большой восьмерки индустриализированных стран, в частности британского премьер-министра Дэвида Кэмерона.
По данным американской неправительственной организации Global Financial Integrity, с 2001 по 2010 год объем незаконных финансовых потоков из развивающихся стран составил 5,8 миллиарда долларов, при этом почти половина потока приходится на Китай.
Во времена снижения объемов официальной помощи развитию как доноры, так и получатели помощи видят довольно серьезную проблему в том, что бедные страны теряют прибыль вследствие незаконных финансовых потоков. Авторы доклада ОЭСР впервые сделали попытку оценить эффективность ответных действий ее членов в решении проблемы незаконных потоков — то есть отмывания денег, подкупа международных компаний, возвращения украденных активов и уклонения от уплаты налогов, в том числе неправомерного трансфертного ценообразования (то есть такое ценообразование, которое помогает минимизировать налоговые выплаты). И по всем этим пунктам, как выяснили эксперты международной организации, богатые страны продемонстрировали плачевные результаты.
Борьба с отмыванием денег и финансированием террористических организаций ведется в соответствии с 40 рекомендациями, составленными Международной организацией по противодействию отмыванию преступных доходов, межправительственной организацией, созданной в 1989 году. Эти рекомендации охватывают такие сферы как доверительное — то есть фактическое — управление компаниями, а также комплексная клиентская проверка и учет (то есть сбор информации о клиентах и их профилях рисков).
Согласно докладу, в целом степень соблюдения ключевых рекомендаций государствами-членами ОЭСР довольно низкая. Самая низкая степень соблюдения рекомендаций характерна для таких сфер, как доверительное управление и влиятельные политические фигуры (то есть выдающиеся политические деятели, которые злоупотребляют своей властью).
«Результаты оказались ужасающими, — подчеркнул представитель ОЭСР. — Просто поразительно, насколько плохо государства G8 выполняют ключевые рекомендации, касающиеся комплексных проверок и доверительного управления. Они меньше всего следуют рекомендациям именно в тех сферах, в которых они выступают с сами громкими заявлениями».
Кэмерон и лидеры G8 попытались решить проблему доверительного управления. В октябре правительство Соединенного Королевства объявило о том, что официальный список истинных владельцев компаний будет доступен для внимательного изучения не только налоговым органам, но и общественности.
Подобный список владельцев бизнеса стал одним из основных требований борцов с отмыванием денег на саммите G8 в Северной Ирландии, где Британия занимала место председателя. Это требование было озвучено вслед за обещанием, сделанным Кэмероном летом, принять строгие меры в отношении британских финансистов, юристов и представителей делового мира, которые используют фиктивные компании — как правило, расположенные в оффшорных налоговых оазисах — чтобы скрыть имена истинных владельцев бизнеса.
Между тем, по мнению экспертов ОЭСР, богатым государствам предстоит сделать еще очень многое. По данным организации, 27 из 34 стран, входящих в ее состав, до сих пор требуют недостаточное количество данных об истинных владельцах компаний, и ни одно государство не выполняет в полной мере рекомендации Международной организации по противодействию отмыванию преступных доходов.
«G8 решают проблему доверительного управления чрезвычайно медленно», — отметил представитель ОЭСР.
Даже в вопросе базовых требований к комплексным клиентским проверкам страны ОЭСР демонстрируют удручающее несоблюдение рекомендаций. В докладе содержится ссылка на отчет Управления финансового надзора Соединенного Королевства от 2011 года, где говорится, что треть британских банков регулярно нарушают требования к комплексной клиентской проверке, даже несмотря на то, что в их распоряжении есть достаточное количество информации, чтобы определить клиента как «политически влиятельную фигуру».
В вопросе уклонения от уплаты налогов, как говорится в докладе ОЭСР, присутствует тенденция к движению по направлению к автоматическому обмену информацией между членами ОЭСР. Кроме того, государства-члены как G8, так и G20 поддерживают работу ОЭСР по разработке нового единого стандарта этой формы обмена информацией. Однако в развивающихся странах отсутствуют эффективные технические стандарты и инструменты защиты конфиденциальной информации. Кроме того, в вопросе уклонения от уплаты налогов бедные государства, как правило, основное внимание уделяют деятельности международных компаний, а не своих богатых граждан.
К примеру, в Замбии Норвегия оказывает помощь в проведении переговоров о пересмотре условий контрактов между замбийским правительством и крупными международными компаниями в горнодобывающем секторе. Между тем развивающиеся страны обращают гораздо меньше внимания на мошенничества и коррупцию внутри государства.
«Далеко не все готовы решать проблему уклонения от налогов внутри их собственных государств, потому что это затрагивает их собственную элиту», — объяснил представитель ОЭСР.
Только в прошлом году 221 человек и 90 компаний подверглись действию санкций за дачу взятки иностранному должностному лицу, однако примерно в половине государств, входящих в состав ОЭСР, не было проведено ни одного судебного процесса. По мнению многих экспертов, ежегодно общий объем взяток по всему миру составляет около триллиона долларов. В развивающемся мире объем взяток достигает приблизительно 20 миллиардов долларов в год. С 2010 по 2012 год государства ОЭСР вернули 147 миллионов долларов и заморозили почти 1,4 миллиарда долларов украденных активов.
Проблема незаконных финансовых потоков представляет собой ту сферу, в которой интересы бедных и богатых стран совпадают, как говорит Эрик Солхейм (Erik Solheim), председатель Комитета по содействию развитию ОЭСР. «Члены ОЭСР смогут извлечь пользу из укрепления механизмов защиты от отмывания денег, уклонения от налогов и подкупа», — добавил Солхейм.