Удивительное приключение из мира новостной хроники: казавшееся рядовым дорожно-транспортное происшествие за один акт трехдевной интернет-драмы обернулось настоящим преступлением. «Иностранец и китаянка стали участниками аварии», — в первый же день эта новость оказалась в целом ряде изданий. Сначала женщина была вымогательницей 1800 юаней, затем оказалось, что она все же жертва ДТП, дальше — больше: выяснилось, что иностранец незаконно управлял мотоциклом и оскорблял пострадавшую. Публика и общественное мнение столкнулись с дилеммой: оценка происходящего сменилась на прямо противоположную. Этот фарс, в котором все оказалось где-то между правдой и ложью, в итоге заставил нас задуматься о вопросах морали.
Обычное дело, интернет-драма с неожиданными поворотами сюжета
Сцена первая: Молодой иностранец на перекрестке поддерживает женщину средних лет, но сталкивается с вымогательством 1800 юаней. Интернет-сообщество негодует.
2 декабря 2013 года в 10:30 утра в пекинском округе Чаоян, на пересечении улиц Сианхэ и Цзоцзячжуан, женщина, говорящая с дунбэйским акцентом (Дунбэй — провинция Китая — прим. пер.), проходя мимо иностранца, сидящего за рулем мотоцикла, внезапно рухнула на землю и отказалась подниматься. Молодой человек поспешил ей помочь, но женщина схватилась за него, стала кричать, что иностранец ее сбил, задев ноги, и она теперь не может ходить, и иностранец должен нести за это ответственность. Несчастный юноша побледнел от испуга, но женщина уже держала его мертвой хваткой. В пылу спора она как ни в чем не бывало встала на ноги, таскала иностранца за одежду, пока не вырвала большой клок материи. Затем она крепко вцепилась в мотоцикл молодого мужчины. Из-за инцидента дорожное движение застыло в пробке более чем на час, все это время женщина продолжала биться в рыданиях, утверждая, что иностранец ее сбил и должен ответить за это, и молодой человек в конце концов разрыдался. Сразу после происшествия на место событий прибыла полиция, и стороны направлялись в местный госпиталь. Осмотр врача и рентгеновское обследование травм у пострадавшей не выявили. Женщина тут же снова оказалась на земле, крича от боли. В итоге стороны согласились на примирение: иностранец отдал 1800 юаней на «медицинские расходы», и только после этого женщина самостоятельно покинула место происшествия.
Неожиданный поворот: свидетели утверждают, что юноша сквернословил, вызывая общественное негодование.
Согласно отрывку видео с места происшествия, предоставленного очевидцем, иностранец без конца на свободном китайском препирался с женщиной, обзывая ее и обвиняя в мошенничестве: «Вы хотите развести меня на деньги!»
Два не знакомых друг с другом свидетеля инцидента уверяют, что около 11 утра накануне женщину, возвращавшуюся с рынка, на перекрестке сбил иностранец на мотоцикле. Его мотоцикл черного цвета не был зарегистрирован, вместе с ним была девушка.
Заявление полиции: иностранец сбил женщину, незаконно управляя мотоциклом.
Расследование показало, что женщина средних лет была сбита иностранцем на мотоцикле во время перехода улицы по «зебре». Во время выяснения обстоятельств на месте происшествия женщина упала на землю от боли, тогда полиция незамедлительно вызвала скорую помощь, и жертву столкновения поместили в местный госпиталь. Медицинские обследования показали, что травмы носят легкий характер, и в больнице стороны самостоятельно урегулировали конфликт с помощью компенсации.
Продолжение: автор фотографии, вызвавшей бурю негодования в интернете, приносит публичные извинения. Пострадавшая: «Посмотрите, что теперь происходит». 4 декабря фотограф, оклеветавший китаянку, принес публичные извинения пострадавшей и интернет-пользователям. Он также выразил готовность понести ответственность. Пострадавшая заявила, что если «иностранцы увидели извинения» и ее больше не обвиняют, она согласна простить фотографа.
СМИ с места событий: фантазия интернет-сообщества накаляет обстановку
3 декабря появились новостные сообщения с фотоснимками инцидента и однобокой трактовкой произошедшего. Однако интернет-пользователи тут же поверили изложенным фактам и начали кампанию против «пострадавшей»-вымогательницы. Главным образом, события начали развиваться именно в таком направлении из-за того, что подобные истории с ложным обвинением с целью получения компенсации в Китае происходили уже не раз, и в обществе сформировалось предвзятое отношение к таким инцидентам. Предубеждение стало бессознательной реакцией такого рода на случаи, а выводы, сделанные под действием эмоций, не могут быть объективными. Выяснившиеся вечером 3 декабря подробности о том, что иностранец сквернословил, спровоцировали националистические настроения: нашу соотечественницу обижает иностранец. В основном такие эмоции проистекают из-за собственного воображения интернет-пользователей.
Интернет-сообществу нужна холодная голова, а нам факты
Сочетание слов «иностранец» и «пострадавший-вымогатель» обострило внимание к новостям об инциденте. Среди комментаторов было немало тех, кто читал нравоучения и выражал националистические чувства, однако самое глубокое впечатление оставило то, что интернет-пользователи приобрели своего рода рефлекс, так легко заговаривая об упадке нравственности среди своих соотечественников.
Тем, кто пришел в ярость, увидев новости, следует научиться реагировать менее резко. Чем выше активность человека в социальных медиа, тем выше его нагрузка от ежедневных известий. В таком море информации обывателю с его невооруженным взглядом очень тяжело отличить, образно говоря, жемчуг от песка.
Урок, который этот фарс преподал СМИ и их читателям
Стремительное развитие интернета и новых СМИ столкнулось с китайским обществом в переходным периоде: здесь и множество социальных противоречий, и пробуждение гражданственности. Микроблоги, средства общественной связи с возможностью удобного обмена информацией, такие как «Вэйсинь», стали инструментом, удовлетворяющим потребности публики, зло «высмеивающим» события и передающим положительную информацию. Таким образом растущие как на дрожжах социальные медиа в некоторой степени показывают, насколько жестоко это общество, используются ли они для самовыражения, ради вымещения злобы или выражения чувств.
Произошел ли «упадок нравственности» в Китае
Мошенничество «пострадавших»-вымогателей принято считать свидетельством упадка нравов в Китае. В последние годы общественное мнение серьезно пересмотрело вопросы морали, но в целом, выяснить, в кризисе ли нравственность, непросто. Информация из новых СМИ усилила риск распространения заблуждений в массах. Например, освещается несколько отдельных случаев, и из-за того, что плохие новости расходятся быстрее, в общественном сознании формируется ложное представление о ситуации. Такая фальсификация отражает процесс рождения цепи отрицательных общественных последствий: из-за этого, во-первых, прохожий, протянув руку помощи, сталкивается в будущем с неприятностями, а во-вторых, виновник происшествия получает возможность избежать ответственности.
Примечание редактора
В настоящий момент информационные ресурсы сообщают лишь часть обстоятельств, занимаясь даже «фабрикацией» фактов. Тут уже наступает очередь публики и общественного мнения: после публикации комментариев выявленные обстоятельства и то, что произошло в реальности, могут разительно отличаться. Особенно это проявляется в век личных СМИ, когда каждый пользователь участвует в формировании общественного мнения, и зачастую, не вникнув в подробности, примешивает субъективный взгляд и личные эмоции, сосредотачиваясь на том, что послужило причиной резонанса, что приводит к буре общественного мнения. В социальных коммуникациях существует понятие «медиаграмотности», что включает в себя навыки выбора информации, ее оценки и понимания, а также умение эту информацию распространять. В век такого огромного количества информации нам всем нужно в этом плане расти над собой.