Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Если бы к Лоуренсу Аравийскому прислушались, Бин Ладена могло и не быть

© Columbia PicturesКадр из фильма "Лоуренс Аравийский" (1962)
Кадр из фильма Лоуренс Аравийский (1962)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Томас Эдвард Лоуренс был одним из творцов начавшегося почти столетие назад арабского восстания против Османской Империи. Кем был на самом деле этот мифический персонаж, который известен нам как Лоуренс Аравийский? Как они изменил (если изменил) арабский мир? И как его поступки и их обстоятельства до сих пор продолжают оказывать воздействие на регион?

Томас Эдвард Лоуренс, которого сыграл в знаменитой кинобиографии недавно ушедший из жизни Питер О’Тул, был одним из творцов начавшегося почти столетие назад арабского восстания против Османской Империи. Его память и поступки по-прежнему живы в арабском мире. 

После вышедшего на экраны в 1962 году фильма «Лоуренс Аравийский» Питер О’Тул (как и египетский актер Омар Шариф) стал живой легендой кинематографа. Он отличился великолепной игрой, а также исполненной им сложной и интригующей ролью.  

Но кем же был на самом деле этот мифический персонаж, который известен нам как Лоуренс Аравийский? Как они изменил (если изменил) арабский мир? И как его поступки и их обстоятельства до сих пор продолжают оказывать воздействие на регион? Для того, чтобы лучше разобраться со всеми этими вопросами, давайте начнем с самого начала, с его первых достижений как лучшего агента британских спецслужб на Ближнем Востоке. 

Томас Эдвард Лоуренс был сыном ирландского аристократа и незаконнорожденной сироты, которая работала гувернанткой у его отца. В декабре 1910 года он получил пост археолога в Бейруте, а затем обосновался неподалеку от Алеппо, который стал одним из очагов нынешнего восстания против Башара Асада. 

Его восхищение арабским миром росло по мере того, как ему поручали все новые и разнообразные задачи. Из Леванта он перебрался в Египет, а затем много ездил по всему Аравийскому полуострову. Он носил традиционную для этих мест одежду, изучал культуры, языки и диалекты. Далее, в 1914 году под прикрытием археологических раскопок на Синае он провел разведоперацию для британской армии.  

Ему нужно было остановить начатое немцами и турками строительство железной дороги из Берлина в Багдад. Траектория этого пути шла в обход находившихся под контролем Великобритании и Франции Египта и Суэцкого канала, что было угрозой для их гегемонии в этом стратегически важном регионе. Он поднял мятеж среди работавших на строительстве рабочих и обратил немцев и турок в бегство. Этот триумф стал первой из многих побед Лоуренса. 

 

Первая мировая война и арабское восстание

 

Во время Первой мировой войны Лоуренса отправили в Каир, где он работал на британскую военную разведку. Прекрасное знание региона позволило ему стать идеальным связным между британцами и арабскими силами. В октябре 1916 года его отправили в пустыню для составления отчета об арабских националистических движениях. 

Его миссия завершилась личным участием в восстании против Османской Империи. Он убедил свою страну в обоснованности такой инициативы и опирался в работе на арабский национализм и проект формирования великой, независимой и современной нации, которая включала бы в себя Хиджаз (область на западе современной Саудовской Аравии), Иорданию, Ирак и Сирию. Его цель была в том, чтобы все арабоязычные регионы оказались под властью династии Хашимитов, а не османов.   

«Я хотел построить новую нацию, восстановить былое влияние, дать 20 миллионам семитов опоры, на которых они могли возвести вдохновленный их национальными идеями дворец». 

С октября 1916 по октябрь 1918 года он участвовал в боевых действиях вместе с сыном шерифа Мекки Фейсалом ибн Хусейном (оба они стали большими друзьями). Хашимитские войска взяли Мекку и Джидду, не смогли захватить Медину, но устроили саботаж на железной дороге в Хиджазе, обездвижив тем самым османские войска, которым нужно было защитить и отремонтировать пути. 

В 1917 году Лоуренс провел военную операцию в стратегическом порту Акаба (Иордания), который ему удалось захватить с отрядом в 2 тысячи человек. В конце 1917 года он занял Иерусалим, а в октябре 1918 года они с Фейсалом взяли под контроль Дамаск, конечную цель всей кампании.  

Как бы то ни было, его личные убеждения и поддержка стремления арабских народов к независимости не помешали ему бороться за геополитические интересы его страны. Дело в том, что восстание арабов против Османской Империи, которая была союзницей Германии в Первой мировой войне, облегчило англичанам задачу. 

 

Крах мечты об арабской нации 

 

Лоуренс разрывался на части между сочувствием к арабским народам и циничными интересами его родной страны. Во время марша на Акабу ему стало известно о подписанном в мае 1916 года тайном соглашении Сайкса-Пико, которое поделило Ближний Восток на зоны влияния Франции и Великобритании и, следовательно, противоречило данным арабам обещаниям. 

Позднее он написал в своих мемуарах «Семь столпов мудрости» следующие сроки: 

«Мне ничего не было известно ни об обязательствах Макмагона, ни о договоре Сайкса-Пико, которые были сформулированы предусмотренными для военного времени отделами Форин офиса.

Я отдавал себе отчет в том, что если мы выиграем войну, то принятые перед арабами обязательства превратятся в простую бумагу. Будь я порядочным советником, я распустил бы своих людей по домам, не позволив им рисковать своими жизнями ради такого блефа. Но арабская воодушевленность была главным инструментом нашей победы в Восточной войне. Поэтому я заверил арабов, что Англия будет следовать духу и букве своих обязательств. Уверенные в этом, они совершали свои подвиги, что же касается меня, то я, разумеется, вместо того чтобы гордиться нашим общим делом, постоянно испытывал горький стыд». 

После взятия Дамаска Лоуренс решил вернуться в Великобританию. Хотя его мечта об освобождении арабов от османского ига осуществилась, из-за соглашения Сайкса-Пико он был вынужден покинуть Восток с камнем на сердце: он чувствовал, что его предали, и что он сам предал арабов. 

Как бы то ни было, он принял участие в Парижской мирной конференции 1919 года, предприняв последнюю попытку претворить в жизнь мечту Фейсала и миллионов арабов. Но колониальные амбиции Франции и Великобритании оказались сильнее всех других соображений. Сирия и Ливан оказались под французским мандатом, тогда как Палестина, западный берег реки Иордан и Ирак отошли англичанам. 

Все стало окончательно ясно в июле 1919 года, когда французские войска согнали Фейсала с сирийского трона. Кроме того, британское правительство в Междуречье повлекло за собой множество самых разных проблем: Лоуренс отправил на этот счет целый ряд критических писем в редакцию The Times и других газет с мая по октябрь 1920 года. 

Как бы то ни было, заведующий кафедрой современной истории Коллеж де Франс и автор книги «Лоуренс в Аравии» (Lawrence en Arabie) Анри Лоран (Henry Laurens) считает, что ситуация в те времена была гораздо сложнее, чем утверждается в исторических работах, которые рассматривают возможность формирования арабского государства в положительном свете:  

«Лоуренс Аравийский, бесспорно, внес огромный в клад в арабскую независимость и стал одним из главных пропагандистов этого региона. (…) Тем не менее, он в первую очередь был слугой Британской Империи и даже написал статью о новом империализме. В ней он отстаивает идею о расширении английского империализма, пусть оно, по его мнению, и должно осуществляться с опорой на большее равенство. Кроме того, как и многие его (даже самые либеральные) современники, он полагал, что у арабов нет необходимых институтов, а также человеческих и технических ресурсов для формирования государств, и что обойтись без переходного периода иностранных мандатов будет невозможно». 

 

Лоуренс Аравийский и Бин Ладен — причина и следствие? 

 

Неудача планов Фейсала и Лоуренса Аравийского дает о себе знать и по сей день. Некоторые арабские теоретики и националисты считают, что нынешний раскол в арабском мире является следствием раздела земель по соглашению Сайкса-Пико и конференции в Сан-Ремо 1920 года. 

Наиболее ярые противники Запада утверждают, что этот политический раздел в конце Первой мировой войны обеспечил западным державам господство и защиту их интересов в течение целого века. Кроме того, «предательство» арабов британцами и их союзниками совпало с декларацией Бальфура 1917 года (обещание о создании национального еврейского государства в Палестине).

29 лет спустя было сформировано государство Израиль, которое более полувека пользуется неизменной поддержкой Запада. По мнению ряда наблюдателей, все эти факторы не лучшим образом сказались на образе западного мира в сознании арабских народов, вызвали напряженность в двухсторонних отношениях и косвенно привели к появлению исламского терроризма. 

Некоторые придерживаются иной точки зрения. Как отмечает Анри Лоран, «настоящая проблема в регионе заключалась в отсутствии демократии и консультационных механизмов, которые бы позволили народам самим решить их судьбу и судьбу политического союза». Кроме того, «разногласия между арабами существовали еще во времена их восстания против османов и формирования зон влияния Франции и Англии. (…) Когда Фейсал прибыл в Дамаск, местные жители не испытывали радости по поводу того, что ими должны были править южные арабы и иракские офицеры. (…) Что касается конференции в Сан Ремо, по итогам которой регион поделили на зоны влияния иностранных держав, они сошли на нет после провозглашения независимости арабских государств в 1940-х годах. (…) Эти мандаты были призваны помочь арабам, у которых до того момента не было государственных структур, прийти к самоуправлению. (…) За последовавшие 70 лет арабские лидеры вполне могли бы упразднить все эти границы, если бы они на самом деле были искусственными».  

Такая точка зрения перекликается с мнением других историков и экономистов, которые утверждают, что появление исламского терроризма в первую очередь объясняется социально-экономическими причинами, и в частности бедностью и общественным неравенством. Эти тенденции особенно обострились при правлении арабских диктаторов, которые поставили собственную жажду власти и наживы выше общего блага. 

Кроме того, Лоренс Аравийский представляет интерес с точки зрения военной истории, потому что «его теории повстанческой войны были опубликованы раньше работ Мао Цзэдуна и Че Гевары. Военные специалисты ознакомились с ними наряду с другими источниками во время вступления американских войск в Ирак» в 2003 году, отмечает Анри Лоран.  

В любом случае, Лоуренс Аравийский оставил глубочайший след в истории арабского мира ХХ века, тогда как его поступки и проект создания арабского союза привлекают к себе внимание по сей день. Особенно после недавних восстаний под названием «арабская весна».