В 1948 году два профессора Гарвардского университета опубликовали исследование, в котором приняли участие 3300 мужчин, недавно окончивших университет. Ученые попытались выяснить, влияет ли имя человека на его академическую успеваемость. Согласно результатам этого исследования, молодые люди с необычными именами оказывались исключенными из университета или демонстрировали симптомы невротических расстройств чаще, чем те, чьи имена были более традиционными. У Майков, как правило, все получалось, в то время как у Берриэнов постоянно возникали проблемы. Ученые сделали вывод, что редкие имена оказывают негативное психологическое влияние на своих носителей.
После публикации результатов этого исследования в 1948 году многие ученые продолжили изучать влияние имени на человека, и спустя несколько десятилетий выводы его авторов были неоднократно подтверждены. Авторы некоторых новых исследований утверждают, что имя может повлиять на выбор профессии, места жительства, супруга, на оценки в школе, на то, сможем ли мы попасть в ту или иную школу или занять ту или иную должность, а также на качество нашей работы в команде. Наше имя влияет даже на то, станем ли мы жертвовать деньги на помощь пострадавшим в каких-либо катастрофах: согласно результатам одного исследования, если имя человека начинается в той же буквы, что и название урагана, он с гораздо большей долей вероятности может пожертвовать деньги на устранение его последствий.
В основном очевидное воздействие имени на поведение человека, как правило, объяснялось действием фактора, который носит название эффекта скрытого эгоизма (implicit-egotism effect): чаще всего нас привлекают вещи и люди, которые похожи на нас самих. Согласно этой логике, поскольку мы ценим и ассоциируем себя со своими именами и инициалами, мы предпочитаем те вещи, чьи названия напоминают нам их. К примеру, если бы я выбирала между двумя марками автомобилей, при прочих равных я должна была бы предпочесть автомобиль марки Mazda, а не Kia.
Однако эта теория при более внимательном рассмотрении оказывается несостоятельной. Психолог Ури Саймонсон (Uri Simonsohn) из университета Пенсильвании поставил под сомнения результаты многих исследований, призванных продемонстрировать действие эффекта скрытого эгоизма, заявив, что выводы ученых являются несостоятельными в статистическом плане вследствие несовершенной методологии. «Это как в случае с фокусником, — объяснил он мне. — Он показывает вам фокус, и вы знаете, что это лишь иллюзия, но как он это сделал? Ответ кроется в методологии». По его мнению, недостатки этих исследований заключаются в игнорировании базовой информации — то есть частотности, с которой то или иное явление, такое как имя, встречается в рамках того или иного общества. Возможно, вам покажется очень соблазнительным то, что человек с именем Дэн с высокой долей вероятности предпочтет профессию доктора, однако мы должны спросить себя, так ли много докторов среди Дэнов, потому что Дэн — это очень распространенное имя, носители которого хорошо представлены во многих профессиях. Если все обстоит именно так, то мы уже не можем ссылаться на эффект скрытого эгоизма.
Некоторые исследователи продемонстрировали несколько большую сдержанность в своих оценках связи между именем человека и его судьбой. В 1984 году психолог Дебра Крисп (Debra Crisp) вместе со своими коллегами обнаружила, что, хотя более традиционные имена чаще вызывают симпатию, они не оказывают никакого влияния на достижения человека в учебе. В 2012 году психологи Хуэй Бай (Hui Bai) и Кэтлин Бриггс (Kathleen Briggs) сделали вывод о том, что «первая буква имени в лучшем случае может оказывать лишь неосознаваемое влияние, если такое влияние вообще имеет место». Хотя имя человека может влиять на его мышление на бессознательном уровне, его воздействие на процесс принятия решений весьма ограничено. Результаты последующих исследований также поставили под сомнение связь между именем и долголетием, успешностью, выбором профессии, места жительства и супруга, а также академическими достижениями.
Между тем, никто не утверждает, что имя не оказывает никакого влияния на человека: возможно, его воздействие просто нужно правильно интерпретировать. В 2004 году экономисты Марианна Бертран (Marianne Bertrand) и Сендхил Муллайнатхан (Sendhil Mullainathan) составили 5000 резюме в ответ на объявления о поиске сотрудников, размещенные в газетах Чикаго и Бостона. Воспользовавшись свидетельствами о рождении, выданными с 1974 по 1979 год, Бертран и Муллайнатхан выяснили, какие имена являются наиболее распространенными в одной расе и наименее распространенными в другой, создав, таким образом, список «белых имен» (таких как Эмили Уолш и Грег Бейкер) и «черных имен» (таких как Лакиша Вашингтон и Джамал Джонс). Они также создали два типа кандидатов: высококвалифицированные кандидаты с большим опытом работы и внушительным резюме, и низкоквалифицированные кандидаты с очевидными пробелами в образовании и послужном списке. Экономисты отправляли по два резюме из каждой группы всем работодателям — одно резюме было от человека с «черным именем», другое – с «белым» (то есть в итоге на рассмотрение каждого работодателя было представлено по четыре резюме). Ученые обнаружили, что кандидаты с «белыми именами» получали в два раза больше откликов, чем кандидаты с «черными именами», и что преимущество резюме с «белым именем» эквивалентно примерно восьми годам трудового стажа. В среднем работодатели откликались на каждое десятое «белое» резюме в сравнении с каждым пятнадцатым «черным» резюме. Таким образом, наши имена заключают в себе информацию о нас самих и о нашем происхождении.
Эти выводы также нашли подтверждение по всему миру. Авторы одного исследования, проведенного в Швеции, сравнили иммигрантов, изменивших свои славянские, азиатские или африканские имена, такие как Ковацевич или Мохаммед, на более нейтральные или традиционно шведские имена, такие как Линдберг или Джонсон. Экономисты Махмуд Арай (Mahmood Arai) и Питер Скогман Турси (Peter Skogman Thoursie) обнаружили, что такая смена имени существенно повышала уровень доходов иммигрантов: люди с новыми именами зарабатывали в среднем на 26% больше тех, кто решил сохранить свои прежние имена.
Воздействие сигналов имени — то есть того, что имя может рассказать окружающим о расовой принадлежности, вероисповедании, социальном круге и социально-экономических истоках — вероятнее всего, начинается задолго до того момента, когда человек присоединяется к занятому населению. В ходе исследования, проводимого в одной из школ Флориды с 1994 по 2001 год, экономист Дэвид Фильо (David Figlio) доказал, что имя ребенка влияет на то, как к нему будут относиться его учителя, и что различия в отношении в свою очередь находят отражение в оценках ребенка. Детям с именами, ассоциирующимися с низким социально-экономическим статусом или темным цветом кожи, учителя уделяли гораздо меньше внимания, что еще раз подтвердило выводы, сделанные Бертраном и Муллайнатханом. Неудивительно, что эти дети позже демонстрировали более низкие результаты в сравнении с детьми, чьи имена ассоциировались с более высоким статусом и светлой кожей. Фильо обнаружил, что, к примеру, «мальчик с именем Дамаркус будет в среднем демонстрировать более низкие результаты в математике и чтении, чем его брат по имени Дуэйн, но при этом Дамаркус покажет более высокие результаты по сравнению с его братом по имени Дакван». В свою очередь учащиеся с азиатскими именами получают больше внимания от учителей, поэтому они гораздо чаще становятся участниками программ помощи одаренным детям.
Экономисты Стивен Левитт (Steven Levitt) и Роланд Фрайер (Roland Fryer) сделали попытку изучить изменения в списке имен, которые давались чернокожим детям в США с 1970-х до начала 2000-х годов. Они обнаружили, что откровенно «черные» имена со временем превратились в чрезвычайно надежный сигнал социально-экономического статуса человека, а этот статус в свою очередь оказывал влияние на качество жизни ребенка. Получается, что мы можем установить связь между именем человека и его судьбой, а это подтверждает выводы, сделанные в 1948 году учеными Гарварда. Однако когда Левитт и Фрайер провели оценку происхождения ребенка, эффект имени был полностью исключен, поскольку на перспективы ребенка оказывают влияние вовсе не внутренние характеристики самого имени. Как пишет Саймонсон, «имя может многое рассказать о том, кем вы являетесь».
В исследовании 1948 года большинство необычных имен представляли собой фамилии, ставшие именами — это было довольно распространенным явлением среди представителей высших слоев общества того времени. Эти имена тоже служили сигналом, но на этот раз они были сигналом привилегированности их носителей: возможно, последние считали, что им необязательно прикладывать усилия для того, чтобы преуспеть в жизни, или что они вправе выставлять напоказ свои неврозы, которые при иных обстоятельствах они постарались бы скрыть. Мы слышим имя, косвенно ассоциируем его с определенными характеристиками и неосознанно используем эти ассоциации, чтобы составить суждение о компетентности и пригодности его носителя. Поэтому главный вопрос должен заключатся не в том, что скрывает в себе имя, а в том, какие сигналы это имя посылает окружающим.