Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путин все же лучше Сталина и Брежнева

Нынешний президент России явно не святой. Но его автократическая система все же предпочтительнее прошлой коммунистической кровавой диктатуры

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря ни на что, активисткам Pussy Riot и олигарху Михаилу Ходорковскому еще повезло. В сталинские времена эти злополучные жертвы, вероятно, окончили бы свое существование в сырых подвалах Лубянки, где им пустили бы в затылок пулю послушные исполнители Берии. Вопрос их освобождения никто бы даже не поднял.

Несмотря ни на что, активисткам Pussy Riot и олигарху Михаилу Ходорковскому еще повезло. Первых освободили в рамках принятой в Думе амнистии, тогда как второй, который вот уже 10 лет гнил за решеткой, был помилован высоким решением царя всея Руси Владимира Путина. Президент особенно ничем не рискует: олигархов ненавидят в народе и большинство россиян считают, что им самое место в тюрьме. В прошлом, в сталинские времена эти злополучные жертвы, вероятно, окончили бы свое существование в сырых подвалах Лубянки, где им пустили бы в затылок пулю послушные исполнители Берии. Вопрос их освобождения никто бы даже не поднял. 

Украинцам тоже повезло, что сейчас на дворе 2013 год. Они могут открыто протестовать против избранного ими демократическим путем президента, рискуя максимум получить по шее полицейской дубинкой. А если Москва и попытается надавить, она сделает это политическими и экономическими средствами (прежде всего, энергетикой). На смену танкам пришел газовый шантаж, что уже можно считать немалым прогрессом. Венграм в 1956 году и чехам в 1968 году рассчитывать на это не приходилось. Брежнев не считал нужным идти на лишние тонкости в доктрине ограниченного суверенитета. 

Самое странно во всей ситуации — то, что современная Россия вызывает даже больше критики, чем вчерашняя, на которую большая часть интеллигенции смотрела в лучшем случае с неловкой снисходительностью. Тех, кто высказывал сомнения насчет пользы ГУЛАГа или осмеливался провести параллели между методами Сталина и Гитлера, обрекали себя на всеобщее презрение. 

 

Путинское равновесие

 

Разумеется, никто не предлагает закрыть глаза на истинную суть российской системы и посягательства на права человека. Нужно просто трезво оценить ситуацию. Россия еще не стала полноценной демократией, но она больше и не диктатура. Выборы, конечно, не отличаются кристальной прозрачностью, но они отражают существующее в стране соотношение сил. Путин стал центром тяжести национализма, коммунистической ностальгии и пока еще весьма ограниченных либеральных стремлений.   

Россия смирилась с крахом коммунизма, но так и не смогла переварить распад СССР, конец формировавшейся царями вековой империи. Где именно проходят границы России? Этот вопрос будоражил умы российских историков и интеллектуалов еще в XIX веке. И он до сих пор не решен. В конце концов, Украина — колыбель династии Романовых. Россия же — настоящий гибрид. Ей свойственны одновременно демократия и авторитаризм. У нее есть серьезные экономические и демографические слабости, но она все равно остается нефтегазовым гигантом. У нее, может быть, сейчас и нет прежних возможностей, но она все равно ключевой игрок во всех ключевых вопросах планетарных масштабов, от Сирии до Ирана. 

Западу в целом и Франции в частности следовало бы выработать четкий и реалистичный взгляд на отношения с Кремлем, избегать излишне эмоциональных реакций. Потому что реальная политика в конечном итоге будет лучше для защиты прав человека.