СМИ Ирана снова представляют позицию России на последних переговорах в Женеве как «покровительствующую» по отношению к Ирану и его ядерной программе. Khorasan (14.12) следующим образом интерпретировала официальное заявление российского МИДа, сделанное накануне: «Шаги Америки, направленные против компаний и организаций, помогающих ядерной программе ИРИ, противоречат духу женевских соглашений и могут осложнить выполнение достигнутых договоренностей». О том, что параллельно с мировыми дебатами по ядерной программе, энергетическое сотрудничество России и Ирана идет своим чередом, сообщила читателям Donya-e-eqtesad. Данное издание, специализирующееся на экономической тематике, сообщило (16.12) о предстоящем визите замминистра энергетики России в Тегеран, и подчеркнуло, что визит стал результатом договоренностей, достигнутых во время посещения Тегерана главой российской дипломатии С. Лавровым. Россия и Иран должны подготовить «общую почву» для предстоящего 11 заседания Комиссии российско-иранского экономического партнерства — так издание разъяснило цель данного визита.
Внимание международных обозревателей иранской прессы привлекло ежегодное послание президента России Федеральному Собранию, с которым Владимир Путин выступил 12 декабря. Khorasan (14.12) в качестве лейтмотива Послания Верхней палате российского парламента выделила следующие слова президента РФ: «Россия желает быть мировым лидером, однако не будет навязывать свои представления о том, как надо жить, другим странам». Проблемы национальной безопасности, военной доктрины и обороноспособности России, о которых Владимир Путин говорил перед парламентариями РФ, изданием традиционно выводятся на первое место. В частности, Khorasan приводит такое заявление президента России: «Российские ракетно-ядерные силы официально имеют только оборонительные цели, однако обладают потенциалом для использования их и в качестве наступательных».
В связи с тематикой стратегического вооружения оборонительного либо наступательного назначения в Послании президента РФ неслучайно был поднят и вопрос иранской ядерной программы, что отметила Resalat (14.12), дав следующую цитату из выступления Владимира Путина: если западные страны окончательно признают за Ираном право на разработку мирного атома, то «тогда и для противоракетного оборонительного щита, созданного в Европе, не будет никакой надобности». Этот щит «только на словах является оборонительным», продолжает издание цитировать президента России. Среди международных тем, затронутых в выступлении президента России, издания отметили высказывания Владимира Путина по сирийской проблеме и по ситуации на Украине. По последней, в частности, Khorasan приводит следующие слова российского президента: «Надеемся, украинский народ сможет найти путь политического решения нынешней кризисной ситуации».
Что касается обстановки в самой Украине, то иранская пресса снова говорит о том нелегком выборе, который сводится, по мнению многих комментаторов, к единственному вопросу — «Дальше с Россией или Европой?» Resalat (15.12), сообщив о последних достигнутых договоренностях Киева и Еврокомиссии, которые должны наметить «пути экономической интеграции» Украины в Европу, тем не менее, подчеркнул, что украинская исполнительная власть не определила никакого срока для выполнения данного соглашения. Виктор Янукович всегда был сторонником ориентации в экономических связях прежде всего, на Россию, что, в итоге и позволило ему занять пост президента Украины в 2010 г., напоминает Resalat. А его отказ 3 недели назад в Вильнюсе от продолжения переговоров по торговой интеграции с ЕС оппозиционные силы истолковали как «крах всех надежд стать ближе к Европе», пишет издание. Resalat констатирует, что хотя Киев и заявил в итоге о готовности подписать с ЕС соглашение, это не устранит той проблемы, о которой в свое время высказывался президент Украины: «Экономика страны не имеет достаточной мощи, необходимой для тесного сотрудничества с ЕС». А несколько дней спустя, когда стало известно о договоренностях президентов России и Украины Владимира Путина и Виктора Януковича о поставках российского газа в Украину по более низкой цене и российском кредите Украине в 15 миллиардов долларов, Ettelaat (18.12) процитировала высказывания основных оппозиционных лидеров Украины.
Оппозиция объявила, что согласие В. Януковича на предложения России означают предательство последним национальных интересов Украины — так резюмирует издание общий тон этих заявлений. Примерно такую же реакцию это вызвало и на Западе, пишет издание, где полагают, что Россия желает просто «воспользоваться трудностями, которые испытывает экономика Украины». А по утверждению Akhbar-e rooz (15.12), издания левой направленности, форсированный характер процесса евроинтеграции насильственно отрывает Украину и ее народ от исторической памяти. Показательным в этом отношении явился, как напоминает автор публикации Мухаммад Чабоки, инцидент со сносом в Киеве во время акций протеста оппозиции одного из памятников В.И. Ленину. Как замечает М. Чабоки, снос памятника происходит в то время, когда в других городах соседней с Украиной России, памятники, монументы и бюсты В.И. Ленина, напротив, восстанавливаются, но прежде всего, не как вождю революции 1917 г., а как «символы исторического и культурного наследия». В частности, подтверждая свои рассуждения, автор упоминает г. Красноярск, «город-оплот российского капитализма», где было восстановлено 5 памятников и монументов В.И. Ленина. Подобное же происходило и в других городах России — Калуге, Ростове, Астрахани, Калининграде, причем памятники восстанавливаются, подчеркивается в публикации, как правило, «по инициативе населения».
О недавнем российско-саудовском «торге», исходом которого должно было стать согласие Москвы на лишение власти Башара Асада, вспомнила Resalat (17.12). Издание напомнило, что принц Бандар-бин-Султан, глава разведслужбы Саудовской Аравии, 11 дней назад посетил Москву и, на встрече с президентом России Владимиром Путиным, предлагал возможное участие Саудовской Аравии в послевоенном восстановлении Сирии в случае согласия Москвы на отстранение Б. Асада от власти в Дамаске. Газета, ссылаясь на источник, близкий к официальному Дамаску, передала ответ президента РФ следующим образом: Москва не считает задачу отстранения от власти Б. Асада приоритетной, а что касается послевоенного восстановления Сирии, то ее союзники, такие страны, как Россия, Иран и Китай, сами готовы участвовать в любом проекте по восстановлению Сирии, поскольку располагают необходимым для этого опытом и техническими возможностями. Как передает издание, эти слова прозвучали именно как официальный ответ Москвы на сделанный Эр-Рийядом запрос о том, на каких условиях будет возможно заручиться согласием Москвы на отстранение от власти в Дамаске президента Сирии Б. Асада, при том, что далеко не все информагентства вообще освещали как-либо данные переговоры.
Что же на деле движет российской дипломатией на Ближнем Востоке, в интервью изданию «Iranian Diplomacy» подробно рассказал Насэр Ноубари, бывший посол Ирана в СССР. Основное содержание интервью, с комментариями, привело издание Donya-e-eqtesad (13.12). Посол охарактеризовал российско-иранские (а прежде, советско-иранские) связи как «сориентированные исключительно в одну сторону», в силу традиционной «слабости иранской дипломатии» в отличие от их российских (советских коллег). Иран в настоящее время имеет солидный региональный политический вес и потенциал, однако «дипломатия его также пока слаба», что дает, в свою очередь, колоссальные возможности и козыри в руки дипломатии России, которая в этой ситуации может успешно реализовывать роль «регионального посредника». «Это было так в годы крайне напряженных отношений Ирана и США, что дало весьма много преимуществ для России», — приводит издание размышления отставного иранского дипломата. В настоящее время, в связи с сирийским кризисом, Россия, по мнению Н. Ноубати, снова берет на себя роль «регионального миротворца». И те полусекретные переговоры, которые происходили в последние месяцы в Москве с участием официальных лиц Эр-Рияда, вполне возможно, уже подготовили почву для новой миротворческой, или посреднической роли России в отношениях Тегерана с Эр-Риядом, а через него и с другими «региональными шейхами». А это, в свою очередь, возможно, принесет ослабление в регионе Залива позиций США, на протяжении последних десятилетий являвшегося основным союзником и военным партнером всей когорты «шейхов Персидского залива», передает издание прогноз иранского дипломата.
На несвойственную для нее историческую тему, однако, весьма важную с точки зрения двусторонних отношений России и ИРИ, представила материал Donya-e-eqtesad (15.12), посвятив его истории оформления государственных границ России и Ирана. Как подчеркнуло издание, Иран, в силу своих политических, географических и экономических особенностей, стал к началу ХХ века сферой противостояния великих держав, — в таких условиях и оформлялись его границы. На севере страна ощущала «давление царской России», а на юге — «агрессивные устремления Британии». Противоречия великих держав друг с другом также заметным образом определили облик страны на карте мира. Donya-e-eqtesad напомнило, что СССР стал первым из «великих мировых держав», который стал строить отношения с Ираном на принципах равноправия, однако в этот период не менее важным, чем режим сухопутных границ, становится вопрос о правовом режиме Каспия; после распада СССР каспийский вопрос значительно усложнился, поскольку «доступ к водам Каспия получили пять независимых государств, включая саму Россию и Иран». Однако как в эпоху СССР, так и в настоящее время принципы политики России в отношении Каспия исходят из того, что, несмотря на независимый статус всех государств, которые омывает Каспий, правовой режим моря должен быть общим для всех; данный принцип также всецело разделяется и Ираном, констатирует издание.