Силовые столкновения на улицах Киева и неадекватная реакция украинских властей подорвали легитимность всех украинских правительственных институтов – прежде всего института президентства. Одним из способов снизить растущую напряженность на Украине состоял бы во внесении уже давно рекомендованной политической наукой принципиальной поправки к украинской Конституции, а именно переход от (полу)президентской к парламентской республике, т.е. полное упразднение поста всенародно избранного президента. Такое резкое изменение политического устройства страны дало бы надежду, что будущее страны будет отличаться от ее тяжелого настоящего.
Возможно, не только и не столько сам сегодняшний президент Янукович является помехой для демократизации Украины, сколько институт президентства как таковой представляет собой главный недостаток украинской политической системы. Большинство украинцев надеется на то, что какой-нибудь «сильный» президент – Янукович, Кличко, Тимошенко, Путин… – решит проблемы их страны. Однако, именно слишком вольное употребление исполнительной властью избранным с более или менее узким отрывом президентом, а также его сложные отношения с законодательной ветвью власти были источником многих политических патологий на Украине (как и в России, Белоруссии, Армении, Азербайджане…) прошедших двадцати лет.
Многие украинцы согласились бы, что на протяжении постсоветской истории Украины каждый президент был хуже, чем его предшественник: Леонид Кучма был хуже, чем Леонид Кравчук (который, в свою очередь, был хуже, чем Михайло Грушевский), Виктор Ющенко был хуже, чем Леонид Кучма, а Виктор Янукович сегодня становится еще хуже, чем чрезвычайно непопулярный Виктор Ющенко. Правление Кучмы после двух президентских сроков закончилось «оранжевой революцией», поддержка Ющенко снизилась до 5% уже после первого срока его полномочий, а Янукович, приведя страну на грань коллапса, по-видимому, даже не дослужит свой первый срок.
Причина этого порочного круга кроется не только в сомнительных личных качествах этих государственных мужей, но также и в самой системе, в рамках которой они оперируют. На самом деле нет ничего удивительного в этом печальном опыте Украины и ее терпящих одну неудачу за другой президентах. Международная политология двух последних десятилетий, опираясь на результаты многочисленных сравнительных качественных и количественных исследований, подтвердила снова и снова, что как президентская, так и полупрезидентская системы непригодны, если не смертельны для молодых демократий – не только в сегодняшней восточной Европе, но также и в других регионах мира и в другие периоды истории.
Профессор политологии Калифорнийского университета Стивен М. Фиш кратко суммирует корень проблемы в заголовке одной из своих статей, опубликованных в JournalofDemocracy [«Журнал демократии»] и посвященной политическим системам посткоммунистического пространства: «Чем сильнее законодательная власть, тем сильнее демократия». Иными словами: чем меньше власти у Президента, тем стабильнее и эффективнее молодая демократия.
Правда, некоторые жизнеспособные посткоммунистические демократические государства имеют избираемые народом, но все-же слабые главы государств в рамках полупрезидентской системы, в которой большинство полномочий принадлежит премьер-министру. Но в таком случае возникает вопрос: зачем вообще проводить дорогостоящие президентские выборы, если глава государства не оказывает значительного влияния на внутреннюю и внешнюю политику страны и выполняет в основном одну лишь репрезентативную функцию?
Скорейшее упразднение института президентства, посредством внесения соответствующей поправки в Конституцию, с помощью абсолютного парламентского большинства 300 депутатов, в принципе, должно быть реально. Оно может быть приемлемым решением для всех политических сил Украины и может послужит, по различным причинам, их интересам. Правящая Партия регионов в определенный момент должна понять, что Янукович слишком дискредитировал себя, его власть - слишком запятнана, а его правление – слишком шатко, чтобы удержать его на президентском посту до 2015 г. Упразднение президентства как такового застраховало бы нынешнюю правящую партию от мстительного преемника Януковича на посту президента.
Две крупнейшие оппозиционные партии, УДАР и «Батькiвщина», могут быть заинтересованы в том, чтобы как можно скорее избавиться от Януковича посредством упразднения его поста. Они также представляют собой те политические силы, которые будут наиболее склонны прислушаться к Венецианской комиссии Совета Европы и международным политологам, рекомендующим парламентскую республику. Две самые малочисленные радикальные партии украинского парламента, националисты партии «Свобода» и Коммунистическая партия Украины, могут заинтересоваться такой поправкой к Конституции, потому что у них мало надежд на то, что их кандидат когда-либо будет избран президентом.
Переход к парламентской системе очевидно должен будет сопровождаться новыми парламентскими выборами согласно значительно усовершенствованному избирательному закону, который предотвратит повторение вопиющих выборных манипуляций, которые наблюдались в одномандатных округах во время выборов в Раду 2012-ого года. Впоследствии новый парламент должен сформировать правительственную коалицию, которая изберет премьер-министра. Этот новый председатель Совета министров и станет новым правителем Украины.
В новой парламентской системе номинальный президент, который имел бы скорее символическую роль, мог бы избираться, например, общим собранием 450 депутатов Верховной рады и 450 представителями областных рад. Он представлял бы Украину за рубежом, произносил речи в различных торжественных случаях, подписывал законы и был бы формальным главой государства. В идеале, этот президент должен был бы представлять Центральную или Западную Украину, если премьер-министр – выходец из южной или восточной Украины. Или, наоборот, президентом избирался бы представитель русскоговорящей части Украины, если премьер-министр представляет украиноговорящую часть страны. В таком случае Украина стала бы нормальной, по европейским стандартам, страной, с более эффективной правительственной системой и менее конфликтным национальным политическим процессом.