Киев, Украина – Группа молодых людей в хирургических масках с фаерами в руках, едущая прямо на шеренги милиционеров, стала неизменным символом массовых протестов на Украине. Эти люди 1 декабря попытались взять штурмом здание администрации украинского президента. Демонстрация на Банковой улице стала самой жестокой за многие дни. Протестующие бросали камни, кирпичи, и сами нападали на милиционеров. Милиция в ответ силой разогнала толпу, ранив более ста человек.
Прошло несколько недель. Киевская площадь Независимости, которую называют Майданом, занята активистами оппозиции. Бульдозер остается одним из величайших символов протестов, указывающим на их загадочный спонтанный характер. Люди по-разному его воспринимают. Кто-то считает, что в этот момент оппозиционные политики утратили контроль над событиями. Кто-то называет это олицетворением яростного гнева, который украинцы испытывают по отношению к президенту Виктору Януковичу. Проправительственные силы, указывая на бульдозер, утверждают, будто демонстрации изначально носили жестокий и насильственный характер, что и стало причиной для их подавления.
Никто в Киеве не может понять, как вообще этот бульдозер попал на Банковую улицу. Кто-то считает, что проправительственные хулиганы за деньги устроили имитацию протеста, дабы спровоцировать столкновения. Кто-то говорит, что бульдозер оказался там случайно, а демонстранты захватили его в пылу возбуждения.
Нет также согласия в том, кто сидел за его рычагами. Милиция немедленно обвинила в этом «Братство», печально известную ультраправую организацию, которая называет себя «православной Хезболлой» и, как считают многие, проводит спецоперации в интересах украинских служб безопасности. Но в тот день милиция арестовала девять манифестантов, не имеющих никакого отношения к этой организации, проигнорировав «Братство». Эти люди во время столкновений были жестоко избиты и госпитализированы.
На той же неделе милиция похитила, избила, а затем бросила на два месяца за решетку за участие в «бульдозерной атаке» известного журналиста и активиста из правозащитной организации автомобилистов Андрея Дзиндзю. Девять арестованных в день столкновений на прошлой неделе были отпущены под залог по требованию протестующих и западных государств. Но Дзиндзя остается за решеткой. (Впоследствии за решетку бросили и его адвоката, арестованного за то, что он якобы напал на судью во время слушаний об освобождении Дзиндзи под залог.)
37-летний владелец мастерской по ремонту принтеров из Ивано-Франковской области Дзиндзя стал известен как член общественной организации «Дорожный контроль», которая выступает против широко распространенной в рядах украинской автоинспекции коррупции. Импульсивность Дзиндзи и его преданность делу борьбы с взяточничеством быстро превратили его в лидера «Дорожного контроля», когда он стал размещать в сети видеодоказательства того, как милиция вымогает у людей деньги. В результате его деятельности несколько милиционеров были уволены со службы, из-за чего Дзиндзя стал врагом номер один для многих в украинском Министерстве внутренних дел.
В ноябре прошлого года, когда Дзиндзя попытался снять милиционеров, якобы вымогавших взятки у водителей в обмен на возвращение конфискованных у них автомашин, милиция вызвала банду хулиганов. Эти люди избили Дзиндзю и двух его коллег настолько жестоко, что их пришлось госпитализировать, как сообщили их товарищи из «Дорожного контроля». А нападавшие остались безнаказанными. Позднее прокуратура предъявила обвинение самому Дзиндзе за то, что он якобы напал на охрану штрафстоянки, а также заявила, что он сам себе нанес повреждения, когда бился головой о дверь.
Сторонники Дзиндзи опубликовали видеоматериалы, на которых четко видно, как он снимает бульдозер, едущий в сторону строя милиционеров. По их словам, украинские власти воспользовались бульдозерной атакой как предлогом для наказания Дзиндзи за его активную деятельность. BuzzFeed попытался восстановить события того дня, побеседовав с их участниками и проанализировав видеокадры штурма. Вывод таков: настоящие преступники остались на свободе.
«Люди ищут любой повод, чтобы закрыть нас, - говорит руководитель «Дорожного контроля» Ростислав Шапошников. – Майдан может начаться и закончиться, а мы останемся».
Созданная в 2008 году организация «Дорожный контроль» заявляет о своей аполитичности, утверждая, что просто борется за права водителей. Два ее главных и старейших врага – бывший министр внутренних дел Юрий Луценко и бывший спикер парламента Арсений Яценюк – сегодня стали основными лидерами оппозиции. «Дорожный контроль» участвует в движении на Майдане не из-за недовольства работой Януковича, а в большей степени потому что его возмущает укоренившаяся в стране коррупция и беззаконие. «Представьте, что полицейские просто останавливают вас на заправке где-нибудь в Нью-Йорке и избивают безо всяких на то причин, - сказал BuzzFeed один из членов «Дорожного контроля». – А на Украине такое происходит постоянно».
Если их обвинения в адрес милиции и прокуратуры верны, то дело против активистов «Дорожного контроля» никак не связано и с репрессиями Януковича против демонстрантов. В четверг парламент принял закон об амнистии участников протестов. Однако сторонники Дзиндзи и его адвоката сомневаются, что амнистия им поможет. По их словам, это гораздо более старая история. Просто Дзиндзя оказался не в том месте и не в то время, дав своим врагам из милиции возможность поквитаться с ним.
Бульдозер и другая тяжелая техника в воскресенье 1 декабря были заняты на строительных работах на Майдане. Среди прочего, там ставили гигантскую рождественскую елку. За день до этого милиция силой очистила площадь, вызвав массовое возмущение и самый мощный протест за девять лет. Несмотря на распоряжение суда, запрещающее дальнейшие протесты на площади, туда пришли сотни тысяч людей и снова заняли ее. Они не уходят оттуда до сих пор.
«Это традиция – как только возникают протесты, они начинают ремонтные работы. Это такой способ их подавления», - заявил один из активистов, в первых рядах штурмовавший площадь и сообщивший только свое имя – Игорь. Первая волна активистов, пришедших на площадь, сказала работникам муниципальных служб, чтобы они уходили. Напуганные и беззащитные - милиция к тому времени просто разбежалась – эти люди увели свою технику с Майдана, направившись по Институтской улице в правительственный квартал Киева.
К тому времени активисты «Автомайдана», который организует автопробеги по Киеву в поддержку протестного движения за евроинтеграцию, подъехали к правительственному кварталу и частично заблокировали проезды. Водителю бульдозера было некуда деваться. Присутствовавшие там люди говорят, что этот неизвестный водитель просто ушел, оставив ключи в кабине.
Тем временем, к журналистам и защитникам прав водителей присоединились протестующие с Майдана, в том числе, из правых организаций и из числа футбольных фанатов. «Там было очень много знакомых мне людей, - сказал лидер одной из главных группировок футбольных хулиганов Киева, отказавшийся назвать свою фамилию из-за опасений преследования. – Все они ненавидят друг друга, однако казалось, что они очень хорошо организованы. Я не спрашивал, как они туда попали».
Милиция по охране общественного порядка начала сосредотачиваться напротив протестующих, попытавшихся завести бульдозер. Дзиндзя все это время вел съемку.
Когда бульдозер направился к первой линии милицейского оцепления, Дзиндзя продолжал снимать. В это время правые активисты и футбольные хулиганы начали бросать в милицию различные предметы. Один из них бросился на милиционеров с цепью. Сторонники Дзиндзи говорят, что они ушли с Банковой до того, как там ближе к вечеру начались серьезные столкновения.
Милиция нападала на протестующих и бессмысленно избивала лежащих на земле людей.
Лидеры оппозиции позже заявили, что драку затеяли нанятые властями хулиганы, чтобы дискредитировать протесты. В последующие дни одно украинское средство массовой информации опубликовало видео и фото мужчины, ведшего бульдозер вверх по улице, заявив, что это заместитель командира подразделения милицейского спецназа. Милиция это заявление опровергла, отметив, что этот милиционер по имени Сергей Кусюк находился в одном квартале от места событий.
Затем один телеканал показал видеозапись, на которой видны несколько человек, в том числе, один в заметной лиловой куртке. С началом столкновений он появляется в рядах протестующих, а затем благополучно оказывается по другую сторону баррикад. Это явно свидетельствует о возможном сговоре с силами безопасности.
Позже указанные мужчины отрицали факт сговора, заявив, что они случайно прорвались за линию оцепления.
BuzzFeed взял интервью у членов ряда правых организаций, и они рассказали, что бульдозерная атака была спонтанной, опровергнув заявления о том, что ее начали провокаторы. По их словам, большинство участников протестов жаждали мести за силовой разгон Майдана за день до этого.
«Украинцы очень мирный народ, и поэтому люди всегда обвиняют в агрессии своих врагов или провокаторов, - сказал один из них. – Были там провокаторы или нет, но столкновения произошли бы в любом случае. Просто люди были очень злы».
К вечеру милиция обвинила «Братство» в том, что это оно спровоцировало насилие. Но она целых четыре дня не предпринимала никаких действий против его лидера Дмитрия Корчинского, а вместо этого арестовала девять человек, никак с ним не связанных. Корчинский отрицал то, что это он начал столкновения, однако одобрительно отозвался о силовых акциях на Банковой улице. После этого он исчез. Милиция считает, что Корчинский бежал из страны.
В тот день, когда против Корчинского были выдвинуты обвинения, Дзиндзя с двумя активистами из «Автомайдана» приехал на заправку на окраине Киева, где на них неожиданно напали люди в масках. Их швырнули в автобус, где жестоко избили.
«Я думал, нас будут убивать, - сказал BuzzFeed один из мужчин Сергей Хаджинов. – Они все это время молчали, а когда мы говорили, что они за это поплатятся, эти люди просто пинали нас».
Они отвезли правозащитников в управление по борьбе с организованной преступностью, где вскоре после этого собралась протестующая против задержания толпа. Хаджинова через какое-то время освободили, а Дзиндзю и третьего человека продержали в управлении всю ночь. На следующий день они узнали, что их обвиняют в краже бульдозера и продержат два месяца за решеткой без права освобождения под залог, хотя, как утверждает «Дорожный контроль», в судебных документах фамилии обвиняемых не упоминаются, а судья не вызвал ни одного из свидетелей, которые якобы видели, как Дзиндзя ворует бульдозер. Когда судья объявил свое решение, в зале суда возникла потасовка. Адвоката Дзиндзи Виктора Смалия арестовали через несколько дней, обвинив в покушении на убийство судьи. Он отрицал все обвинения и объявил голодовку в знак протеста.
Друзья и сторонники Дзиндзи убеждены в том, что милиция воспользовалась видеокадрами, на которых он стоит возле бульдозера, чтобы наказать его за чрезмерную активность. «Нет никаких доказательств, что он это сделал. Он вообще не сидел в кабине, - сказал Шапошников из «Дорожного контроля». – Если его не накажут за это, то его объявят агентом ЦРУ или Моссада».
«Дорожный контроль» уверен, что милиция намерена его наказать. Опасаясь, что он станет следующим, Шапошников бежал в Польшу.
Другой активист по имени Владимир Моралов ехал в прошлые выходные по Киеву, когда дорогу ему перегородили двое неизвестных в машине без номеров. Они влезли к нему в автомобиль и запихнули Моралова на заднее сиденье. Началась стрельба, и одна пуля едва не попала в сердце активисту. Нападавшие подожгли его машину и скрылись.
Друзья Дзиндзи полагают, что эти люди искали копии видеозаписи, сделанной им 1 декабря. Когда милиция при задержании Дзиндзи отобрала у него записывающую аппаратуру, на YouTube появились предположительно снятые им видеоклипы с намеками на то, что это он организовал беспорядки на Банковой. (Похоже, что некоторые записи были отредактированы.)
Личности людей, ехавших на бульдозере и напавших на милиционеров, остаются загадкой по сей день. На прошлой неделе милиция отпустила всех участников протестов, обвиненных в участии в беспорядках на Банковой. Произошло это после вмешательства Януковича, который объявил им амнистию. Многие посчитали это его уступкой оппозиционному движению. Дзиндзя остается за решеткой.