С момента, когда бывший премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми в августе 2006 года нанес визит в храм Ясукуни, прошло уже 7 лет и 4 месяца. Однако сегодня японский премьер-министр Синдзо Абэ вновь посетил это святилище, что вызвало глубокое недовольство со стороны многих стран и средств массовой информации. Глава кафедры политических наук Института японских исследований при Академии социальных наук КНР У Хуайчжун заявил журналистам, что Абэ решился на такое провокационное действие в годовщину своего нахождения на посту лишь потому, что хотел таким образом добиться масштабного эффекта. Для Абэ и его карьеры визит в Ясукуни имеет двойное значение: это решение отразится как на внутренней, так и на внешней политике.
У Хуайчжун отмечает, что с точки зрения внутренней политики Абэ всегда шел по пути компромисса. В сердце он никогда не признавал ошибок Японии в исторических вопросах, однако опасался, что могут возникнуть проблемы во внешней политике, что повредило бы и его собственной власти. Это хорошо видно из того, как он вел себя до сегодняшнего момента. Абэ и не оправдывал надежд правого крыла на то, что он решительно и открыто нанесет такой визит, и не собирался показывать раскаяние в ошибках прошлого. Однако принятый его правительством закон о защите секретной информации, а также его политика в военной и внешнеполитической сферах не снискали поддержки со стороны японцев. Его политический курс оказался расплывчато-неясным как для групп влияния, так и для избирателей. В результате политический рейтинг Абэ резко упал на 10% — почти что самый низкий показатель народной поддержки этого политика с момента вступления в должность. Чтобы избежать ситуации, в которой все им будут недовольны, а сам он окажется, образно говоря, у разбитого корыта, Абэ и принял решение нанести сегодня этот визит, так удививший людей. Таким образом он пытается укрепить свое политическое положение, сохранить избирателей и остановить падение рейтинга.
Эксперт выразил убежденность в том, что в плане внешней политики Абэ всегда смотрел на мир через розовые очки. Вплоть до сегодняшнего дня Абэ также всегда проводил очень противоречивую политику по отношению к КНР. В остром противостоянии с Китаем по поводу цепи островов он продвигал идею «малых групп», пытался играть с КНР в дипломатические шахматы, надеялся на то, что Китай пойдет по колее, которую он для него разметил в своих планах, и что таким образом мы достигнем компромисса. После года трудов он понял, что в краткосрочной перспективе отношений с соседями вроде Китая или Южной Кореи не поправить, так почему же не сделать наоборот? Вот и выходит пышно обставленный визит в святилище. Если вспомнить еще и о том, что Абэ делает упор на идею «сильной армии» и наращивает военный бюджет страны, то его послание Китаю выглядит следующим образом: «Если Китай не пойдет на компромисс, а и дальше пойдет по дороге, которая мне неудобна, то Япония может как в историческом, так и в идеологическом плане повернуть время вспять, и наше острое противостояние в военной сфере и сфере безопасности продолжится». У Хуайчжун уверен, что зрелый, здравосмыслящий политик так не сделал бы.
Эксперт заявил, что нынешние действия Абэ, с его тщетными попытками минимизировать негативные последствия визита, это что-то из разряда «делаю одно, а говорю нечто совершенно противоположное». Типичный пример островного мышления. Это мышление проявляется в совершенно смехотворной вере в то, что стоит лишь сделать так называемые «разъяснения», как народы пострадавших стран тут же войдут в его положение. И это уже не в первый раз: бывший премьер министр Дзюнъитиро Коидзуми тоже иногда поступал схожим образом.
У Хуайчжун также отметил, что хотя рядом с Абэ есть политики, занимающиеся реальным делом, вроде главного секретаря Кабмина Японии Ёсихидэ Суга, которые готовы вовремя нажать на тормоз, сам Абэ так и не понял, что ступил на дорогу без возврата. Политический курс Абэ отрицает историю японской агрессии. На этом основании премьер-министр готовится вносить поправки в Конституцию, растит армию, при этом заявляя, что его страна заботится о своей «военной безопасности» из соображений «пацифизма». Это вызывает тревогу не только у таких соседей Японии, как Китай, Южная Корея и Россия, но и у союзника-хозяина Японии — США. Эти действия Абэ показали мировой общественности его настоящий идеологический облик, выявили все его лицемерие. Можно сказать, он сам отрекся от мирового сообщества.