Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему я не коммунист?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкРепродукция плаката "Изучать опыт Октябрьской революции"
Репродукция плаката Изучать опыт Октябрьской революции
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на советизацию семи европейских стран, в 1989 году марксизм потерпел поражение. Россия и Китай вступили на рельсы капиталистического развития. Азиатский гигант процветает и занимает одно из ведущих мест в мире по количеству миллионеров, в то время как Северная Корея и Куба пребывают в нищете.

Журнал «Спутник» в эпоху перестройки Михаила Горбачева, в середине 80-х годов, на своих страницах опубликовал статью Карела Чапека  «Почему я не коммунист», которую известный чешский писатель написал в 1924 году. Публикация данной статьи преследовала цель посмотреть другими глазами на марксистское учение, которое победило в стране Советов в 1917 году.

Карел Чапек утверждает, что этот вопрос ни с того ни с сего ему  начали задавать люди, меньше всего склонные развлекаться политикой.   Как отмечает чешский писатель,  от него не требовалось вступать в жаркую полемику о преимуществах или недостатках коммунистической идеологии,  поэтому он попытался ответить на этот вопрос с позиции совестливого человека.

«Мне было бы гораздо легче, если бы я им был (коммунистом – прим.  пер). Я бы жил в убеждении, что самым активным образом участвую в исправлении мира; я был бы уверен, что стою на стороне бедных против богатых, на стороне голодных против денежных тузов, я бы точно знал, что и по какому поводу надо думать, что надо ненавидеть, а что презирать.

Вместо этого я чувствую себя, точно голый в терновнике: с пустыми руками, не прикрытый никакой доктриной, ощущаю я себя бессильным прийти на помощь миру и часто не знаю даже, как сохранить чистой собственную совесть. Если мое сердце на стороне бедных, какого же черта я не стал коммунистом?» -  пишет Карел Чапек.

И продолжает: «Я видел нужду, такую безмерную, что все вокруг мне опротивело. Эту завшивленную человеческую нужду не поднимает на щит ни одна партия.

Буржуазия, которая тут не может или не хочет помочь, чужда мне; но так же чужд мне и коммунизм, предлагающий вместо помощи знамя революции. Цель коммунизма - властвовать, а вовсе не спасать, на его знаменах написан лозунг власти, а не помощи.

Я не могу быть коммунистом, потому что коммунист не знает морали помощи и сочувствия страждущим; потому что он проповедует устранение социального порядка, а не того ужасающего беспорядка, каким является нищета. Если он соглашается помочь несчастным, то лишь на одном условии: сначала мы захватим власть, а потом (возможно) дело дойдет и до вас.

Я глубоко уважал бы коммунистов, если бы они обратились к рабочему и честно сказали ему: "Мне нужно от тебя то-то и то, но я ничего не обещаю тебе; ты мне требуешься поштучно, как единица, как материал, такой же, каким ты был на фабрике; ты будешь молчать и слушаться, так же как и теперь. За это ты, когда все изменится, останешься тем же, кем и был; будет тебе лучше или хуже - этого я не могу гарантировать; новый порядок не будет по отношению к тебе ни щедрее, ни благожелательнее, но он будет более справедлив".

Похоже, что у коммунизма полностью отсутствует вера в гуманистическое  начало человека. Пролетариату не позволено жить спокойной и сладостной жизнью, его лишают права жить счастливо. Пролетарская культура не существует.

Большое количества придуманных  коммунистами эстетических программ, были направлены на то, чтобы вытравить из сознания людей, то, что они называли  «буржуазной культурой».

Все-таки, какой  проницательностью обладал чешский  писатель. Подтвердились его предсказания. Несмотря на советизацию семи европейских стран, в 1989 году марксизм потерпел поражение. Россия и Китай вступили на рельсы капиталистического развития.  Азиатский гигант процветает  и занимает одно из ведущих мест в мире по количеству  миллионеров, в то время как Северная Корея и Куба пребывают в нищете.