В тот день, когда Барак Обама принимал глав трех государств Балтии, вице-президент США Джо Байден опубликовал текст, в который было включено следующее высказывание: «США не считают, что у какого-то государства в Европе есть какая-то «сфера влияния». У каждого государства есть свободное право принимать свои решения и выбирать союзников. Президент Обама и я считаем 5-й параграф Североатлантического договора святым долгом США не только сейчас, но и на все времена». Для стран Балтии это был важнейший внешнеполитический вывод прошедшего года.
На тот момент президентство Литвы в Совете Европейского союза уже подтвердило, что Вильнюс воспринимает эту обязанность не формально, а по сути, и что полугодие президентства Литвы будет активным и насыщенным конкретным политическим содержанием. События до и после саммита «Восточного партнерства» ЕС также подтвердили, что, говоря словами Байдена, «какое-то государство» не только рассматривает все пространство бывшего СССР, как свою сферу влияния, но и готово применить почти любые средства, чтобы ее удержать. В особенности тогда, когда большинство правительств и граждан находящихся в «сфере» государств стремится покинуть «сферу». Связанные с вильнюсским саммитом события можно назвать внешнеполитическим напоминанием 2013 года для балтийцев.
Литва испытала направленное против нее давление еще до того, как переняла президентство в ЕС, и Даля Грибаускайте после одной из встреч руководителей европейских государств резюмировала общее настроение (цитируется по BNS): «Все понимают, что мы имеем дело с путинской Россией, а не просто с Россией. Все хорошо понимают, что у нас больше нет никаких иллюзий по отношению к такой России». Возможно, эта фраза точнее всего и откровеннее всего характеризует настрой отношений ЕС и России в уходящем году. Правда, Грибаускайте сказала это в марте, не подозревая, что будут еще и другие сюрпризы.
Тем временем, Рига продолжала свой курс. Он в определенной степени похож на часто упоминаемую в связи с перипетиями «Восточного партнерства» «мультивекторную внешнюю политику» Украины Януковича. В Латвии есть влиятельные люди, которые в силу личной заинтересованности все же сохраняют упомянутые иллюзии, и есть много политиков, которые им предаются – по наивности или ради удобства. И угрожающие странам Балтии ракетные комплексы «Искандер» не смогут подорвать эти иллюзии. Государственные деятели «какого-то государства», наверное, заметили: чем громче бряцать оружием под носом у балтийцев и чем громче обзывать их нацистами, тем больше в Латвии становится «прагматичных» и «рационально мыслящих» политиков. И почему бы это не использовать… В Эстонии рациональным считают Андруса Ансипа, который дольше всех в ЕС находится на должности премьера, и правительству которого недавно удалось оживить застрявший процесс заключения эстонско-российского договора о границе.
«Прагматизм» совсем другого содержания все настойчивее становится востребованным в политике Латвии, где нет ни Грибаускайте, ни Ильвеса, ни Ансипа, зато полно Сависааров. Однако процессы в Европе, которые обозначились в уходящем году, не закончились. Ожидается их продолжение. Остается, как в свое время говорил Улдис Германис, две возможности: смотреть на вещи в мире «так, какими они являются, и как они происходят, или так, как мы желаем, чтобы они происходили». Желающим Латвии добра политикам хотелось бы посоветовать отбросить в сторону мышление на уровне пожеланий, потому что только в таком случае можно прийти к исполнению желаний.
Перевод: Лариса Дереча.