Перевод: ИА «Курсор» (Израиль)
Чем ближе конец января, срок, по завершении которого американцы намерены представить израильтянам и палестинцам так называемое «рамочное соглашение», тем чаще палестинцы демонстрируют разного рода политические трюки и кульбиты.
Абу-Мазен посылает Обаме дипломатический документ, в котором фигурирует старый набор радикальных требований палестинского руководства, пытаясь при этом опирается на некие договоренности в сфере безопасности, которые были якобы достигнуты с правительством Ольмерта (договоренности, срок годности которых истек, которые не отвечали реальности и были отклонены еще тогда).
В этой связи стоит обратить внимание на заявление доктора Мухаммада Шати, бывшего члена переговорной делегации ПА, одного из руководителей ФАТХа, входящего в ближний круг Абу-Мазена. Выступая на прошлой неделе в ходе пресс-конференции, Шати подчеркнул, что палестинцы не намерены признавать Израиль в качестве «еврейского государства» или «государства еврейской нации», выразив тем самым мнение всей палестинской верхушки – Аббаса, Ариката и других.
Не то чтобы по другим фундаментальным вопросам (беженцы, Иерусалим, границы, безопасность) палестинское руководство проявляло особую гибкость. Но тема признания (а точнее – непризнания) Израиля в качестве еврейского государства стала в последнее время одной из ключевых для палестинской администрации.
Уверен, что некоторые израильтяне (кто по наивности, а кто-то все прекрасно понимая) зададут вопрос: «Что за странное упрямство со стороны Нетаниягу – требовать подобного признания от палестинцев?» Те, кто так говорит, игнорируют важнейший аспект. Или не осознают до конца суть такого требования. Не понимают, почему палестинцы столь ожесточенно отказываются совершить это, казалось бы, «формальное» признание.
Для внешнего мира они используют аргументы, гласящие, что подобное признание нанесет ущерб их позициям в ходе переговоров и даже причинит вред нееврейским жителям Израиля. Разумеется, это абсолютная демагогия, цель которой – очернить Израиль. Однако подлинная причина кроется в другом: большая часть мусульманского мира, включая палестинцев, отказывает евреям считаться народом или нацией, поскольку, с точки зрения Ислама, речь идет о религии. Поэтому евреям не положено государство. Поэтому доктор Шати постоянно повторял в ходе пресс-конференции такую фразу: «Возможно, государство для евреев, но не еврейское государство».
Из это можно понять, что, несмотря на официальную палестинскую позицию, требующую создания Палестинского государства, многие из палестинцев полагают, что в итоге будет создано одно государство для двух народов, где евреи станут меньшинством, которому, в лучшем случае, будет позволено жить в качестве граждан второго сорта – как это было на протяжении столетий в различных арабских странах. «Существует государство, которое называется Израилем, и, так как нет иного выхода, мы вынуждены признать факт его существования – поскольку оно сильное и является союзником США, - говорят палестинцы. - Но когда наступит срок и эти факторы изменятся, мы сумеем разобраться с этим нелегитимным государством, которое народы мира создали в самом сердце нашего народа – с целью компенсировать евреям то, что они сделали с ними во время Холокоста». Соглашение с палестинцами не будет означать окончания конфликта, поскольку они никогда не признают существование еврейского государства.