Все чаще появляются новости о том, что в Сирии исламисты атаковали христианские монастыри, что в Египте нападают на церкви, что из Ливии христиане бегут из страха быть убитыми, что в Багдаде в очередной раз раздается взрыв у храма и гибнут люди. Все чаще мелькают заголовки «Ближний Восток без христиан». О судьбе христиан в регионе уже заговорили не только Радио Ватикана и Папа Римский, но даже на днях высказался и принц Уэльский: «Мне кажется, мы не можем игнорировать тот факт, что христианские общины на Ближнем Востоке все чаще становятся мишенью исламских боевиков. Христианство буквально родилось на Ближнем Востоке, и мы не должны забывать наших ближневосточных братьев и сестер во Христе».
Сегодня на планете 2,18 миллиардов христиан, что составляет 32% мирового населения. Сто лет назад христиан было почти столько же — 35%.
На Ближнем Востоке и Северной Африке количество христиан на данный момент составляет всего 4% от населения региона или 0,6% от общего числа христиан во всем мире. И эти цифры, относящиеся к исследованиям 2010 года, стремительно падают. В одной только исламской Индонезии сегодня проживает больше христиан, чем на всем Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Не лучше дела обстоят у христиан и в Европе. Если в 1910 году на Европу приходилось 66,3% христиан всего мира, то сто лет спустя их доля упала до 25,9%. Если сто лет назад христианами были 95% самих европейцев, то в настоящее время их лишь 76%. Только в Великобритании, по данным Национальной статистической службы, опубликованным в мае 2013 года, за последние десять лет количество христиан сократилось на 15%. После некоторого общего европейского «ренессанса» христианства, связанного с развалом Варшавского блока и СССР и обращения масс населения к религии, к 2020 году процент христиан в Европе снова начнет снижаться. В США количество христиан упало с 90,9% от населения страны в 1970-м до 80,1% в 2012 году и ожидается, что примерно такой же процент будет и в 2020 году. США сегодня является крупнейшей христианской державой в мире. Американские христиане составляют 11,2% от общего числа христиан на планете (бразильские христиане — 8%).
На фоне потока негативных новостей из Ближнего Востока о гонениях и уничтожении христиан неожиданными для многих выглядят сообщения о подъеме христианских милиций в Африке (например, в сегодняшней Центрально-Африканской Республике) и Азии (например, на филиппинском Минданао), которые активно борются с исламскими противниками. Не стоит забывать и тот показательный факт, что на наших глазах в Азии появилась вторая (после Филиппин) христианская страна — Восточный Тимор, а в Африке совсем недавно получил независимость Южный Судан, где также преобладает христианское население.
По состоянию на 1910 год, лишь 9% населения стран Африки к югу от Сахары были христианами, а в 2010-м их доля возросла до 63%. Нигерия, например, по количеству христиан почти вдвое обогнала Германию, а в той же Великобритании нигерийцы-христиане улучшают печальную статистику % христиан от общего числа населения страны. Число христиан, живущих между пустыней Сахара и мысом Доброй Надежды, увеличилось за сто лет примерно в 73 раза — с 7 миллионов до 517 миллионов.
Но данные ошеломляющие африканские цифры не должны вводить в заблуждение. В июне 2013 года известный Центр по изучению глобального христианства при Богословской семинарии Гордон-Конуэл (штат Массачусетс) опубликовал доклад о «Христианстве в глобальном контексте», в котором речь идет, в том числе, и о 20 странах с самым быстрорастущим христианским населением. 19 стран из 20 находятся в Афике и Азии и одна в Карибском бассейне. Эти страны располагаются в трех регионах, каждый из которых имеет свои причины для роста христианского населения.
Первый регион — это, как ни странно, все тот же Ближний Восток. Речь идет о ОАЭ, Саудовской Аравии, Катаре, Бахрейне, Омане, Кувейте. Но здесь все дело в методологии подсчета. При оценке роста населения учитывались проживающие в больших количествах на территориях этих стран мигранты, которые составляют более половины рабочей силы в Заливе и многие из которых являются христианами (в первую очередь филиппинцы или выходцы из юга Индии). Несмотря на то, что рабочие находятся в странах Залива временно, их число и уровень роста впечатляют, и так или иначе они оказывают влияние на коренное население. В 2008 году в Катаре впервые за 14 веков открыли католическую церковь, помимо уже существующих православных церквей. Тем не менее, религиозный прозелитизм запрещен в странах Залива и заявленный рост христианства здесь связан сугубо с миграцией рабочей силы.
Второй регион — Африка, о которой писалось выше. Здесь умопомрачительный рост связан опять же не столько с успехами христианских миссионеров или привлекательностью конфессий, сколько банально с демографическим ростом. Уровень роста христианского населения незначительно превышает рост населения. То есть опять же, проблематично говорить о расцвете христианства в Африке именно как о победе религиозного учения.
Наиболее интересен в плане развития и роста христианства третий регион. А именно — Азиатско-Тихоокеанский.
В странах Азиатско-Тихоокеанского региона сегодня проживает около 13% христиан от общего числа на планете. Сто лет назад их было 4,5%. Но здесь впечатляют не абсолютные цифры, а годовой рост христианского населения, значительно превышающий рост населения. И в первую очередь речь идет о Китае (также высокий рост численности христиан показывают Непал, Сингапур, Монголия, Камбоджа).
В Китае количество христиан увеличивается почти на 11% в год и к 2020 году до 10% всех китайцев в стране могут стать христианами. На 2010 год, по данным Pew Research Center, в Китае уже было 68 миллионов христиан, и Китай по данному показателю уступал только США, Бразилии, Мексике, России, Филиппинам и Нигерии. По другим данным от уже упомянутого Центра по изучению глобального христианства при Богословской семинарии Гордон-Конуэл, в 2013 году Китай уже стал третьей страной в мире по числу христиан, уступая лишь США и Бразилии.
Важно то, что в Китае столь впечатляющая динамика численности христиан связана именно с обращением коренного населения, а не с естественной прибылью населения (как в Африке) или миграционными потоками (как в странах Залива). Рост численности христиан в Китае примерно в 8 раз превышает рост населения. И здесь христианские конфессии действительно могут говорить, что данное вероисповедание переживает расцвет и завладевает умами и душами.
По официальным китайским данным, в стране всего 25 миллионов учтенных христиан, которые относятся к разрешенным государством церквям, формально не подчиняющимся, например, тому же Ватикану. Но китайские власти признают, что в стране существует большая сеть домовых церквей самых разных христианских конфессий.
Причины обращения китайцев в христианство называются разные, но так или иначе все упирается в ослабление коммунистической идеологии и превращение Китая, по крайней мере по внешним бытовым признакам, в капиталистическую страну. Как это не парадоксально, христианство притягивает с одной стороны тех, кто встал на путь обогащения, вошел в китайский «средний и высший класс», кто видит исторические достижения и взлет Запада как следствие его христианского духа, а слабости и пороки как следствие отхождения от идеалов христианства. То есть мотивацией становится идея приобщения к западным капиталистическим и цивилизационным ценностям. Этим руководствуются при обращении в христианство городская элита Китая, бизнесмены, интеллектуалы, академическая среда, студенчество. Их притягивает в первую очередь протестантизм. С другой стороны, в христианство обращаются многие, кто видит в строящемся китайском капитализме лишь пороки и зло, чувствует себя выброшенным за борт, оставленным вне новых веяний в стране, и кто жаждет найти в христианстве ответы на новые вызовы для бедных слоев населения.
Так или иначе, если отталкиваться даже от консервативной оценки численности христиан в Китае в 60 миллионов и от сохранения темпов роста обращения китайцев в христианство, по некоторым прогнозам, уже к 2030 году Китай может стать государством с самым большим числом христиан на планете, а Азия станет самым христианским регионом мира.