В своем традиционно посте на сайте Zen Habits Лео Бабаута (Leo Babauta) указал на то, что праздничные семейные торжества могут стать «тренировочной площадкой предельной сосредоточенности»: если вы можете сохранять концентрацию и спокойствие во время рождественского семейного обеда, вы способны сделать это в любой другой ситуации.
Уверен, что так оно и есть. Однако всем тем, кто в ближайшие дни собирается отправиться в дом своих родителей — или, если уж на то пошло, вновь встретиться с людьми, в окружении которых прошло их детство, где-то в другом месте — предстоит преодолеть одно чрезвычайно серьезное препятствие. Разумеется, я говорю о безжалостной черной дыре, которая засасывает взрослых людей и их родителей, заставляя их спустя много лет возвращаться к своим прежним семейным ролям в тот момент, когда они встречаются под одной крышей.
Праздничная регрессия является настолько распространенным явлением, что даже терапевты, специализирующиеся на подобных вопросах, советуют нам просто с этим смириться. «Будьте готовы к регрессии», — пишет один из них. «Такая регрессия может даже доставить вам удовольствие», — вторит ему другой. Забудьте обо всех тех успехах, которых вам удалось добиться на пути к превращению в полноценного и ответственного члена общества. В течение недели или около того вам, скорее всего, снова будет 13 лет.
На самом деле, концепция регрессии, подобно многим другим концепциям, предложенным Фрейдом, вероятно, должна рассматриваться нами скорее как поэтическая метафора: современная психология не располагает никакими доказательствами того, что вы в буквальном смысле можете вернуться на более раннюю стадию развития вашего я, когда вы затеваете пассивно-агрессивный спор со своей сестрой по поводу глинтвейна. Главным в старых семейных ролях является то, что они до сих пор работают: они представляют собой проверенные временем методы взаимодействия, которые складывались в вашей семье в течение многих лет и которые позволили ей сохранить свою целостность. 20 лет, которые проходят с момента вашего рождения до момента, когда вы покидаете родное гнездо, как пишет психотерапевт Мэри Хартвелл-Уокер (Marie Hartwell-Walker), «являются тем опытом, который помогает выработать семейный стиль и сделать свою роль в нем постоянной».
Это не значит, что людям доставляет удовольствие играть эти роли постоянно — или даже время от времени. Но, даже если вам они не нравятся, эти роли служат определенной цели — цели сохранения единства семьи.
Когда речь заходит об объяснении подобного рода явлений, психотерапевты, как правило, обращаются к семейной динамике, однако в формировании семейных ролей большое значение имеют психологические факторы бытового характера. За последние годы мы узнали много нового о способности различных окружений вызывать те или иные эмоции, а также о том, какую роль эти окружения играют в формировании наших воспоминаний. (Было даже проведено довольно любопытное исследование, цель которого заключалась в том, чтобы выяснить, что именно люди надеются вновь пережить, когда они возвращаются в давно покинутый дом, где они провели детство.) Если вы ночуете в спальне, где вы спали в детстве, разве вам удастся уберечься от пробуждения в вас тех черт, которыми обладал ребенок, спавший здесь много лет назад?
Кроме того, есть еще особенный запах родного дома. Запах — Марсель Пруст мог об этом только догадываться, но современные исследования это подтвердили — может стать чрезвычайно мощным пусковым механизмом воспоминаний. Коротко говоря, поездка в дом родителей всегда останется для вас походом по психологическому минному полю.
Можно ли что-то сделать? Довольно интересный совет можно почерпнуть из концепции «телесного познания», согласно которой наши тела оказывают влияние на то, как именно мы проживает нашу психическую жизнь. (К примеру, если вы сжимаете кулак, это повышает вашу силу воли, а если вы скрещиваете руки на груди, это повышает вашу стойкость.)
«Придерживайтесь позиций взрослого человека», — советует Мередит Хайнс (Meredith Hines). Примите физическую позу взрослого человека, чтобы справиться с эмоциональным возвращением в детство. Встаньте прямо, в буквальном смысле. Поставьте ноги на ширине плеч, сделайте глубокий вдох, говорите тем голосом, которым вы ежедневно разговариваете в своей взрослой жизни, и…
Возможно, это поможет. Возможно, нет. Я не знаю. Но почему в моей семье именно мне приходится постоянно предлагать решение подобных проблем? Почему вы всегда это делаете? Ладно, забудьте. Я собираюсь на прогулку.