Сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения Ансы Иконен — самой яркой звезды финского кинематографа.
Мать была очень энергичным и живым человеком. Такими словами описывает образ своей матери Ансы Иконен бывшая актриса Катриина Ринне, находящаяся сейчас на пенсии, когда ее попросили описать мать первыми пришедшими на ум словами.
Анса Иконен умерла в 1989 году, но ее место в качестве ярчайшей звезды Золотого века финского кинематографа неоспоримо. В этом году актриса отметила бы свое столетие.
Хоть Анса и восхищала зрителя своим жизнерадостным образом, в обычной жизни она могла уходить глубоко в себя и даже порой производила впечатление холодной замкнутости.
«Мама была робкой и неуверенной среди незнакомых людей. Ее карельский темперамент раскрывался только в знакомой компании. Я считаю, что робость и неуверенность были наследием ее несчастного детства», — рассказывает дочь Катриина Ринне.
«Сложней всего принять от хороших людей "спасибо", как бы удивительно это не показалось. Я никогда не знала, как принять людей приходивших ко мне со словами благодарности за роли в фильмах. Они сердечно благодарили, а я всегда стеснялась», — такие слова Ансы Иконен записала Туула Саарикоски, написавшая ее биографию в 1980 г.
Однако перед камерами кареглазая, светловолосая, Анса Иконен сверкала. Когда она смотрела в камеру нежно улыбаясь и держа за руку Тауно Пало, все зрители вздыхали от восторга.
Красивая пара актеров, предложенная кинематографом страдающей во время войны Финляндии, помогала зрителю ненадолго спрятаться от реальности: его захватывали большие чувства и страсти. Сила энергии этого дуэта, зафиксированная камерой, была настолько реалистична, что многие думали, что актеры были любовниками и по другую сторону экрана.
У Тауно и у меня не было личной эмоциональной привязанности друг к другу, поскольку у каждого из нас была своя личная жизнь. Однако нам было чрезвычайно легко работать друг с другом перед камерой.
Анса Иконен родилась в Санкт-Петербурге в финской семье 19.12.1913 г. В годы войны жизнь семьи в Санкт-Петербурге была беспокойной и полна неопределенности. После Гражданской войны в Финляндии семья переехала в Финляндию. Ансе Иконен было семь лет, когда она пересекла российско-финскую границу со своей матерью Адель. Отец Александр присоединился к ним позже.
«У моей матери было ужасно тяжелое детство. В революционном Санкт-Петербурге были голод и нищета», — рассказывает Катриина тихим голосом.
Анса росла единственным ребенком в семье, две ее младшие сестры умерли от пневмонии. Болезнь легких унесла отца Ансы, когда его дочери было всего 11 лет. По мнению Катриины, Анса убежала от тягостных воспоминаний своего детства в волшебный мир кино. Искра ее актерского таланта вспыхнула рано.
Я была заражена болезнью тысяч девушек того времени. Все свое свободное время я отдавала игре на сцене, я писала пьесы, ставила постановки со своими друзьями и играла сама.
«Мама очень мало говорила о своем детстве нам, детям. Для нее было очень важно, чтобы у нас было все то, чего не смогла получить она», — говорит Катриина. Недостаток денег в детстве сильно повлиял на жизнь Ансы Иконен и сказывался до ее последних дней. У нее было «болезненное отношение» к еде. Она покупала слишком много еды, потому что она боялась, что еда закончится.
Другая ее навязчивая идея была связана с ранним прекращением обучения в школе. Катриина окончила по желанию матери лицей, в котором та училась. Самой же Ансе Иконен не удалось закончить обучение в лицее, поскольку ее семья с одним единственным родителем не смогла себе это позволить. Анса обратилась в консерваторию и стала учителем пения.
«Мама расстроилась бы, если бы я прекратила обучение и не поступала бы дальше. Это было для нее действительно важно», — подчеркивает Катриина.
Сейчас массивное здание лицея Tyttönormaalilyseo является частью Хельсинкской школы экономики. Катриина опирается осторожно на металлический забор, огибающий все здание. Семья прожила в этом районе более 10 лет.
Дочь Ансы Иконен прогуливается по тротуару, покрытому желтыми осенними листьями, в хельсинкском парке Хиетаниеми и показывает на небольшой склон. Многие зимы в 40-50-е годы здесь каталась и она, будучи ребенком, с окрестной детворой на санках. Многоэтажный дом семьи из красного кирпича находился рядом, всего лишь в двух шагах.
На углу дома располагалось коммерческое помещение, в котором когда-то была кофейня. Катриина вспоминает, что супружеская пара, содержащая кафе, приехала из Санкт-Петербурга в то же время, что и она со своей матерью. Сейчас на этом месте магазин по продаже предметов финского дизайна. Катриина тянет ручку двери, ведущую в подъезд. Дверь заперта.
«На первом этаже была минипекарня. В ней мы иногда пекли имбирное печенье и делили это лакомство друг с другом», — вспоминает Катриина.
В отличие от многих других семей в их доме чувства и эмоции было не принято скрывать.
«Наша семья была очень ласковая. Мы всегда целовались, когда уходили. У нас была нежность, которую можно было видеть и которую мы получали».
История любви Ансы Иконен и отца ее детей, актера Ялмари Ринне обычно не афишируется. Ялмари Ринне был намного старше Ансы, когда они полюбили друг друга, кроме того он тогда был еще и женат на Анни Аито. В этом браке у него было трое детей Томми, Тиина и Танели.
Анса и Ялмари смогли пожениться только незадолго до рождения их первой дочери в 1939 г. по особому разрешению президента. Ялмари буквально только что смог развестись со своей первой женой. В то время было не желательно, чтобы ребенок родился внебрачным.
На протяжении многих лет окружающие гадали, где получила свое начало их любовь. Сами же Анса и Ялмари хранили молчание. По мнению Катриины ее родители встретились на работе, когда ее мать была еще неизвестна широкой публике.
«Они встретились в театре. Мать пела в хоре, а отец был героем оперетты. Вероятно, пара уже была влюблена еще до появления фильма Kaikki rakastavat («Все любят») в 1935 г., который принес Ансе первый большой успех».
Ялмари Ринне уже сыграл в фильмах «Ne 45000»(«Эти 45000»); «Siltalan pehtoori”(«Управляющий имения Силтала») две основные роли. Я его знала уже 2 года и уже привязалась к нему так сильно, что эта привязанность продолжается до сих пор.
По мнению Катриины будни новой семьи проходили без проблем. Через 5 лет в семье родилась еще одна дочь Марьятта. Бывшая жена отца Катриины не усугубляла ситуацию и дети, рожденные от первого брака, жили во время своих каникул или во время театрального обучения у своего отца в новой семье.
«Бывшая супруга моего отца никогда не говорила плохого слова моим родителям. Это были действительно уважительные отношения».
Катриина рассказывает о ключевых моментах ее детства. Родители много времени проводили на работе и в семье жила долгое время домработница, которая заботилась о детях.
«Горничные были как члены семьи. Мать и отец звонили в перерывах между работой и спрашивали: почистили ли они зубы и сделали они домашнее задание».
Младшая дочь Ансы Иконен, актриса Марьятта Ринне, до которой дозвонились по телефону, вспоминает, что значительную часть их жизни занимала работа.
«С утра, когда мы просыпались и уходили в школу, после занятий дома не было никого. Мать и отец приходили около половины четвертого и мама готовила еду. После ужина они спали 20 минут, чтобы быть свежими на вечерних шоу!» — вспоминает Марьятта.
Как воспитатель, Анса была строгой и в семье детям, бывало, задавали трепку. И все же мать любила своих детей, несмотря на запреты.
«Когда я уронила стакан с молоком, она рассердилась ужасно. Но когда я болела, она была бесконечно терпелива», — вспоминает Катриина.
«Мама была человеком с хорошим чувством юмора и всегда разделяла свою работу и личную жизнь», — продолжала Марьятта.
Расти в знаменитой семье не всегда легко. Марьятта вспоминает, что поначалу было трудно объяснить школьным товарищам, что ее отец ни в коем случае не актер Тауно Пало, появляющийся в кинофильмах на груди у Ансы, а другой человек — Ялмари Ринне.
«Позже родилась шутка про мой нос, которая позволяла быстро урезонить скептиков», — смеется Марьята. «Популярность родителей не сказывалась на нашем общении в кругу друзей, — вспоминает Катриина. — Школьные товарищи и друзья быстро привыкли, что я из семьи актеров. Вскоре эта тема угасла сама собой».
Катриина прогуливается неторопливым шагом вниз по склону, возвращаясь к воспоминаниям своего детства.
По словам самой Ансы Иконен звезду из нее сделали. Еще вначале своей карьеры 18-летняя, круглощекая Анса вынуждена была услышать грубость от режиссера, что ей никогда не быть кинозвездой. Спустя три года ситуация поменялась. Режисер Валентин Ваала пригласил ее на съемки фильма «Kaikki rakastavat». В следующем году вышел фильм «Vaimoke» («Супруга»), а остальное стало уже историей.
В обоих фильмах у Ансы партнером был Тауно Пало. С этим дуэтом создано 12 фильмов. В начале своей карьеры Ансу пригласили играть в Финском национальном театре, в котором она работала до своей пенсии. За время своей карьеры, она не раз снималась в романтических сценах с братом мужа Йоэлом Ринне. Однако в ролях со своим мужем Ялмари Ринне романтических сцен не было.
«Случалось часто так, что отец играл отца матери, поскольку он был старше ее на 20 лет», — говорит Катриина. Анса Иконен игре на сцене отдала всю себя. Для членов семьи было само собой разумеющимся, что мать посвятила себя работе. Может быть, это было одной из причин, почему Анса не хотела, чтобы ее дети выбирали тот же профессиональный путь. Однако, обе дочери все-таки пошли по стопам своих родителей.
«Она всегда предупреждала нас о том, насколько неопределенной может быть работа актера», — говорит Катриина.
Катриина рано поняла, что хочет быть актрисой. Она чувствовала в подростковом возрасте негодование от того, что ее всегда сравнивали с ее матерью, всеми узнаваемой, прекрасной, большеглазой Ансой Иконен. Катриина чувствовала себя дурнушкой на фоне красавицы матери.
«Это в подростковом возрасте казалось ужасным. Тогда каждый прыщик был катастрофой. Я была сильно близорукой, у меня были очки с толстыми стеклами, и казалось, глаза тонули в них. У мамы же были большие, красивые глаза. Эта разница была поразительной».
Последняя крупная кинороль у Ансы Иконен была в 1961 г. по пьесе, написанной Микой Валтари «Miljoonavaillinki» («Недостающие миллионы»). Кинокарьера пошла на убыль. На сцену поднялось новое поколение и новые молодые звезды.
В театре в пьесах я играла долго и успешно роли роковых женщин. В кино же я играла жен. Использовали светофильтры (стекла, используемые для смягчения света), но это не могло изменить мой возраст, мне было 47 и я выглядела в соответствии со своим возрастом. Я оплакивала свою печаль.
Ансе Иконен нелегко было принять надвигающуюся старость.
«Пожилым женщинам не дают ролей таких, как молодым. Бывает, что работы нет вообще», — говорит Катриина.
«Ее взяли молодой девушкой для ролей молодых красавиц. Новое приходит, а старое уходит. Актеры и их лица это расходный материал и вопрос стоит только в цене», — рассказывает Марьятта Ринне.
На сцене театра Анса все-таки смогла «повзрослеть». В Финском национальном театре Анса Иконен играла на сцене, пока не ушла на пенсию в 1979 году Она была глубоко огорчена тем, что на завершающем этапе своей карьеры ей больше не предлагали роли в кино.
«Она не рассказывала о своих переживаниях, но это было видно по ее угнетенному состоянию. По молодости я не понимала этого», — говорит Катриина.
«Анса, после выхода на пенсию сосредоточилась на том, чтобы стать хорошей женой и матерью. Любовь Ансы к своему мужу длилась до его смерти, — Катриина помолчала и добавила. - У моих родителей был долгий и счастливый брак по любви».
Анса и Ялмари обещали в 1939 г. любить друг друга и в радости и в печали. Это обещание они сдержали.
«Их привязанность была очень глубокой, она поддерживала дом», — рассказывает Катрина.
Супруг Ансы Иконен умер от астмы в 1985 году. Он умер 91-летним. Последние минуты его жизни были драматическими.
«Отец умер в объятиях матери. Он был любовью всей маминой жизни», — вздыхает Катриина.
После смерти ее мужа Анса стала чувствовать себя ненужной.
«Мама всегда заботилась об отце. Мать занималась полностью домашним хозяйством, отцу не надо было ничего делать на кухне».
Утешение матери принес, по мнению Марьятты, ее сын-первенец, который родился в 1983 году.
Внук Вилле был очень важен для бабушки до самой смерти: «Она часто видела Вилли и была этому очень рада».
Катриина продолжает смотреть на расположившийся вдоль улицы родной дом. Жители с внутренней стороны дома менялись уже много раз. Семья переехала в 1950 году в Мунккиниеми, когда Катриине было 15 лет.
Из окна родного дома открывался зеленый пейзаж на мыс Хиетаниеми, который невозможно забыть. После смерти своего мужа Анса потихоньку замкнулась в себе: «Мама не смогла пережить смерть отца».
Сердце Ансы Иконен остановилось в возрасте 75 лет 23 мая 1989 года в доме престарелых для актеров в районе Мунккиниеми, где она жила последние 2 года. Она похоронена в Хельсинки на кладбище Малми, рядом со своей бабушкой.
Катрина видела последний раз свою мать за два дня до смерти. В то время была еще жива диктор, живая легенда финского телевидения, ныне покойная Тейя Сопанен. Катриина вспоминает, что мать была в последнюю встречу очень спокойная и отстраненная. Она принесла с собой желтые розы: «Они были там на столе, когда пришла весть, что мать умерла».
В 2009 году когда опубликовали написанную Пиркко Веккелин и Исмо Лойвамаа книгу «Unohtumaton Ansa Ikonen» — согласно ее биографии романтические отношения у Ансы Иконен и Тауно Пало были только на белом экране, но не за ее пределами.
Анса Иконен все же призналась тогда, что вначале у актерской пары не складывалось взаимопонимание на сцене.
Я чувствовала, что есть вещи, которые происходят вопреки нашим желаниям. Эти вещи ужасно раздражали Тауно Пало. Он взбадривался тем, что мне не нравились эти вещи. Глубина и подлинность чувств, которые мы играли в кино, были истинными только в фильмах.
Позже Анса Иконен рассказала, что отношения между ними изменились и переросли в крепкую дружбу.
Когда я уже немного успокоилась, я начала понимать, как велика была ценность такого сотрудничества. После этого наши отношения с Тауно понемногу стали меняться и постепенно это сотрудничество стало действительно удовольствием.
По словам дочери Катриины Ринне разговоры о сломанной жизни актерского дуэта были полной чушью. Между актерами были крепкие дружеские отношения, которые сохранились до самой смерти.