В 1988 году группа экспертов выдвинула проект сохранения культурных ценностей Италии. Ренцо Пьяно отвечал в нем за археологические раскопки Помпей. Тогдашний министр Боно Паррино посмотрел и…
В газетах периодически появляются тревожные сообщения о судьбе Помпей, которые могут исчезнуть с лица Земли как Атлантида. Хотя кое-кто утверждает, что культурой сыт не будешь, Помпеи, куда не прекращается поток туристов, могут прекрасно кормить. Но получается так, будто, чтобы призвать людей к умеренности, нужно сжечь рестораны и пиццерии.
Я хочу напомнить о событии, память о котором уже стерлась. в 1988 году транснациональная корпорация IBM в качестве акта благотворительности заказала и оплатила книгу (и многочисленные рабочие совещания) на тему, как сохранить наше культурное наследие. Очень красиво оформленная книга называлась «Острова сокровищ. Предложения к сoxранению и руководству культурными ресурсами» и содержала мои исследования, а также работы Федерико Дзери, Ренцо Пьяно и Аугусто Грациани. Свой вклад внесли Омар Калабрезе и Карло Бертелли. В книге мы пытались дать определение культурному наследию от произведений искусства, погребенных в запасниках больших галерей, до руин и таких исторических мест как Маренгская равнина. Мы пытались составить список таких объектов и исследовали экономические проблемы, включая возможности разумного маркетинга, который уже давно функционировал как форма самостоятельного финансирования во многих европейских и американских музеях.
В рамках этой статьи я могу только ограничиться кратким упоминанием о предложении Ренцо Пьяно, который задумал необыкновенный проект, касающийся Помпей. Только за это Пьяно следовало бы назначить пожизненным сенатором, если бы его сегодняшние оппоненты практиковали искусство чтения. Проект был разработан в мельчайших деталях в техническом сотрудничестве с командой архитекторов и предполагал реконструкцию входов и туалетов, создание новых дидактических и информационных центров археологического комплекса, включая тот, где должны были рассказывать об историческом извержении, новое городское устройство и центр сбора и хранения археологических находок из новых раскопок. Конечно, осуществление этого проекта требовало денег, но в проекте была заложена возможность извлечения экономических выгод. Предполагалось устройство мостов, с которых визитеры могли бы следить за раскопками по мере их продвижения и, следовательно, видеть не только уже откопанный город, но и процесс появления новых находок.
Таким образом, предусматривалась возможность видеть одновременно и существующий город и тот, который все еще оставался погребенным. Поскольку центры исторической информации и экспозиции новых сокровищ предполагалось строить под землей, то уже откопанный город и окружающая природа не пострадали бы. Новые Помпеи могли бы самостоятельно получать финансирование за счет притока новых визитеров.
Авторы и заказчики отдали книгу президенту Пертини. Он выразил свое удовольствие и официально передал ее министру культуры Боно Паррино, которая, как нам показалось, приняла ее в некотором замешательстве и отнесла домой, чтобы подпереть мебель. Может быть, в этом предположении сказалась наша мнительность, но наши подозрения впоследствии оправдались тем неопровержимым фактом, что с тех пор никто больше не говорил о проекте.
План Пьяно где-то лежит погребенный как археологические сокровища, о которых мы говорили, а Помпеи продолжают разрушаться. Следовательно, отсутствуют не только деньги и идеи, но и добрая воля. А может быть, кому-то существующее положение вещей выгодно, но этим «Остров сокровищ» не мог заниматься. Иначе название книги не повторяло бы название произведения Стивенсона, а скорее соотносилось бы с книгами Савиано.