Праздники часто вызывают в нас желание прощать своих недругов, и их влиянию оказался подвержен даже президент России. В последние несколько недель Владимир Путин решил расщедриться на помилования и начал налево и направо освобождать своих политических оппонентов. Амнистия коснулась даже двух участниц женской панк-группы Pussy Riot, которые попали в тюрьму после публичного выступления с антипутинской песней, бывшего миллиардера и некогда самого богатого человека в России Михаила Ходорковского и, наконец, 30 активистов Greenpeace, арестованных во время акции протеста против добычи нефти в Арктике.
Как это часто бывает с Владимиром Путиным, его решение о помиловании этих людей, скорее всего, является результатом точного политического расчета, а вовсе не временной потери его политической проницательности. По мнению некоторых обозревателей, расчеты Путина относительно имиджа России в глазах международной общественности, возможно, претерпели определенные изменения в преддверии Зимних Олимпийских игр 2014 года, которые пройдут в российском городе Сочи. Как пишет издание New York Times, Мария Алехина, одна из освобожденных участниц Pussy Riot, считает, что помилование «было направлено только на то, чтобы укрепить имидж г-на Путина и России в преддверии Зимних Олимпийских игр в Сочи».
Кроме того, испытания, через которые в настоящий момент проходит Виктор Янукович на Украине, свидетельствуют о том, что сейчас у России, вероятно, возникли довольно серьезные проблемы с репутацией в Европе: тот факт, что на Украине вспыхнули массовые протесты против решения Януковича остаться с путинской Россией, говорит красноречивее всяких слов.
Обычно вопросы имиджа не беспокоили Путина, который в равной степени испытывает ностальгию по золотой поре холодной войны, когда Советский Союз был великой державой, пользовавшейся уважением, и обиду на мир, который по какой-то причине отвернулся от России. Европа отошла от своей восточной оси после воссоединения Германии и заключения Маастрихтского договора, в результате которого был образован Евросоюз. На востоке все внимание мировой общественности сосредоточено на Китае, что погружает Россию в некое чистилище великодержавности, где она оказывается в одном ряду с Бразилией, Индией, Китаем и Южной Африкой в статусе развивающейся экономики.
Однако приближение Олимпийских игр в Сочи и протесты на Украине, возможно, являются не единственными факторами, заставившими Путина расщедриться на помилования. Ранее в этом году Путин внезапно освободил харизматичного политического вундеркинда Алексея Навального, что многих шокировало. Некоторые считают Навального самым серьезным политическим оппонентом Путина. Освобожденные участницы группы Pussy Riot вместе с Навальным, по слухам, вскоре создадут правозащитную организацию, чтобы бороться с режимом Путина в России. То, что Путин позволил Навальному выйти на свободу и принять участие (безуспешно) в выборах мэра Москвы, номинально доказывает его терпимость по отношению к демократической конкуренции на выборах (сейчас мы не будем затрагивать вопрос честности выборов в России). Подобным же образом, недавние решения об амнистии позволяют Путину завоевать еще несколько очков демократической легитимности, поскольку вместо того, чтобы оставить своих политических оппонентов в тюрьме, он их освободил. Ведь именно в этом западные критики так часто обвиняют Путина.
Джошуа Такер (Joshua Tucker), профессор Нью-Йоркского университета, написал в блоге Monkey Cage издания The Washington Post, что Путина тронула реакция мирового сообщества на кончину Нельсона Манделы и что он, возможно, решил проявить некоторую щепетильность в вопросах своего собственного наследия по чисто эгоистическим мотивам. Такер не стал развивать эту свою мысль слишком серьезно, однако его гипотеза, несомненно, стоит того, чтобы обратить на нее внимание: Путин будет руководить Россией еще много лет, и, возможно, уже настал тот момент, когда ему стоит начать серьезно задумываться о своем наследии.
В подобных обстоятельствах самое простое объяснение обычно является самым правильным: у путинской России возникли проблемы с имиджем, и президентское решение об амнистии стало первым, скромным шагом на пути к решению этих проблем. В преддверии Зимних Олимпийских игр в Сочи Путину (и мировой общественности) хотелось бы деполитизировать обстановку в России. Хотя США не станут бойкотировать Олимпийские игры в России, президент Обама все же объявил о том, что его расписание не позволяет ему присутствовать на них, что является довольно недвусмысленным сигналом для российских властей. Если бы Путин предпринял какие-либо шаги в ответ на недовольство Европы и США новыми российскими законами, ущемляющими права сексуальных меньшинств, это могло стать более красноречивым доказательством того, что Путин меняется и постепенно начинает обращать внимание на мнение мирового сообщества о России и ее руководстве.