По путинской «амнистии» девушки из «Pussy Riot» также были выпущены на свободу...
С помощью «маневра амнистии», дарованной оппозиционерам, Путин (Путин III) стремится спасти свой имидж от «загнивания» в третий президентский срок.
Российская оппозиция, стесненная «моделью Путин — Медведев», которая может закрепиться в Кремле до 2024 года, в прошлом году вышла на улицы и нанесла удар по харизме российского лидера.
Имена трех участниц «Pussy Riot», одна из которых занимается философией, две другие — журналистикой и фотографией, мир впервые услышал в связи с протестами против «Путина III».
Накануне выборов 2012 года, в третий раз усадивших Путина в кресло президента, эта неформальная группа неожиданно провела на Красной Площади концерт и впервые привлекла к себе внимание антипутинскими музыкальными композициями.
Весной того же года они повторили похожий концерт в знаковом московском Храме Христа Спасителя и прописались в мировой повестке дня после исполнения песни «Дева Мария, Богородица, Путина прогони, Путина прогони, Путина прогони».
Так и не успев завершить свою исполненную перед алтарем «скандальную песню», девушки были поспешно задержаны и выведены из церкви, а затем наказаны двумя годами лишения свободы.
Одна из участниц панк-группы Екатерина Самуцевич, известная как «Катя», получила «условно-досрочное освобождение» благодаря искусной защите своего адвоката и вышла на свободу спустя несколько месяцев.
23-летняя студентка философского факультета Надежда Толоконникова («Надя»), а также обучающаяся журналистике 25-летняя Мария Алехина провели в заточении 21 месяц.
Прославившиеся в тюрьме оппозиционеры
Молодые панк-исполнительницы продолжали причинять головную боль Путину и в тюрьме. За проведенный в путинском подземелье период они не сходили с повестки дня в силу устраиваемых в тюрьме голодовок, переписки с таким философом, как Славой Жижек, а также кампаний, организованных в защиту их прав такими ведущими представителями музыкального мира, как Мадонна, U2, Йоко Оно, Пол Маккартни и Брюс Спрингстин.
Приобретший в сибирских лагерях славу «нового Сахарова России» и воспользовавшийся путинской амнистией Ходорковский, с одной стороны, и приумножившие за тюремной решеткой свою славу девушки «Pussy Riot», с другой... эти прославившиеся заключенные превратились в кошмар «Путина III».
Если Ходорковский был уподоблен Сахарову, много вынесшему на своем веку в ссылке из-за того, что он бросил вызов Советскому Союзу, панк-певиц сравнили с направленным в те же советские исправительно-трудовые лагеря лауреатом Нобелевской премии, поэтом Иосифом Бродским.
Путин, который пошел по пути отравления абсолютной властью, должно быть, посчитал, что гниющий в течение 10 лет в тюрьме Ходорковский и чрезвычайно известные в медиа «Pussy Riot» способствуют ухудшению имиджа России, и принял решение освободить этих «VIP»-оппозиционеров.
Как я отмечала в своей статье от 21 декабря, на неожиданное решение Путина оказал влияние выпад западных лидеров о бойкоте зимних Олимпийских игр в Сочи.
Российский лидер, расходы которого на Сочи составили 50 миллиардов долларов и который планирует это мероприятие как гигантскую PR-акцию, был напуган перспективой проведения открытия зимней олимпиады с пустыми залами.
Кроме того, испытывая необходимость в таком «жесте» открытости для привлечения западных инвестиций в не отличающуюся особыми успехами российскую экономику, в отношении оппозиционеров глава российского государства внезапно перешел от «политики кнута» к «политике кнута и пряника».
«Наличие и отсутствие свободы»
Однако это не удовлетворило «Pussy Riot». Совсем недавно почувствовавшие вкус свободы девушки, покидая тюрьму, отмечали, что они не принимают на веру тактику Путина, и на самом деле ничего не изменилось.
Заявляя о том, что путинская амнистия — это «фарс» и «реклама», а участницы группы испытывают ненависть от того, что они превратились в средство этой рекламы, Мария отметила: «Если бы у меня был выбор, я бы предпочла не воспользоваться этой амнистией».
Как и Мария, Надя при выходе из тюрьмы обрушилась с критикой на «царя», призвав бойкотировать Олимпиаду в Сочи.
«Я узнала эту тоталитарную систему изнутри, в тюрьме, меня больше ничто не может напугать», — говорила Надя. Она выкрикивала лозунг: «Путин, прочь из России!» — и добавляла: «Страна от начала до конца построена на тюремной модели». Далее она продолжала: «Границы между наличием и отсутствием свободы в этой стране очень тонкие. Впредь я буду делать все возможное для тех, кто остается в тюрьме!»
Участница «Pussy Riot», обучающаяся на философском факультете, отмечала, что она не планирует покидать страну: «Уехать — значит не иметь чувства собственного достоинства. Те, кто оккупировал страну, не заслуживают того, чтобы мы оставляли площадь им!»
Надя и Мария обратили внимание на тот факт, что только 10% задержанных участников антипутинских демонстраций выпущены на свободу, и сообщили, что планируют реализовать правозащитный проект для «оказания помощи политическим заключенным». Кроме того, они отметили, что намерены завершить их прерванную в храме песню.
«Резкая позиция» девушек «Pussy Riot», само собой, вызвала сенсацию... в отличие от действий экс-олигарха Ходорковского, который сразу после выхода из тюрьмы в мгновение ока поселился в берлинском Adlon Hotel, где германский кайзер в свое время принимал русского царя Николая II, и разочаровал людей своими словами о том, что «он больше не будет интересоваться политической борьбой».
В странах, развивающихся на основе «модели подземелья», иногда недостаточно провести несколько лет в тюрьме, чтобы стать героем.
То, что говорится и делается при выходе из тюрьмы, по крайней мере, настолько же важно, как годы заключения.
Первые заявления, сделанные «Pussy Riot» в тот момент, когда они шагнули на свободу, оставили в тени десять долгих лет, проведенных Ходорковским в сибирских лагерях.