Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 1909 году СМИ объявили, что автомобили «практически достигли потолка развития своих возможностей». Предсказывать будущее нелегко, и чем смелее прогноз, тем проще потерпеть провал. Тем не менее, мы постарались собрать события, тренды и лица, которые будут определять 2014 год.

В 1909 году журнал Scientific American объявил, что автомобили «практически достигли потолка развития своих возможностей». За год до начала Великой Депрессии президент Герберт Гувер (Herbert Hoover) говорил, что США находятся «ближе к окончательной победе над нищетой, чем какая либо другая страна за всю историю», а в 2008 году руководитель Федеральной резервной системы столь же оптимистично провозглашал, что его ведомство «не ожидает экономического спада».

Как видно, предсказывать будущее нелегко, и чем смелее прогноз, тем проще потерпеть громкий провал. Тем не менее, мы постарались собрать события, тренды и лица, которые будут определять 2014 год.  

 

Год выборов

 

В 2014 мы все будем выбирать: выборы пройдут в Индии (около 800 миллионов избирателей), в США (около 200 миллионов), а также в Индонезии, Бразилии, ЮАР и Нигерии, кроме того будет формироваться Европейский парламент (около 400 миллионов граждан, обладающих избирательным правом). На выборах в США решится, обретет ли Барак Обама большее (если демократы получат Палату Представителей) или меньшее (если республиканцы вернут себе Сенат) поле для политических маневров, а, может быть, все останется по-старому. 

Евровыборы станут проверкой того, как Европа справляется с кризисом: показателен будет результат евроскептиков и в первую очередь явка. Политики (то есть Ангела Меркель) смогли спасти еврозону и сам Евросоюз от распада, но за это пришлось дорого заплатить, в том числе верой в европейский проект. Сейчас ЕС ассоциируется у жителей юга с затягиванием поясов, у жителей севера — с содержанием дармоедов, а у всех вместе — с решениями, которые навязывают такие институты, как Европейский центральный банк, и на которые избиратели не имеют никакого влияния. Это выливается в успехи таких популистских сил, как «Золотая Заря» в Греции или партия Беппе Грилло (Giuseppe Grillo) в Италии (они, по крайней мере, не говорят о необходимости проведения болезненных реформ), а также в убежденность, что раз все за нас решают технократы, голос гражданина не имеет никакой силы, и поэтому идти к избирательным урнам нет смысла. Глава Европейского совета по международным отношениям Марк Леонард (Mark Leonard) даже предсказывает, что 2014 год будет принадлежать лидерам евроскептических и ксенофобских европейских партий: француженке Марин Ле Пен (Marine Le Pen), британцу Найджелу Фараджу (Nigel Farage) и голландцу Гирту Вилдерсу (Geert Wilders).

Помимо этого в 2014 году шотландцы решат, хотят ли они оставаться частью Великобритании или предпочитают управлять собой сами. Сейчас кажется, что, несмотря на усилия шотландских националистов, британский флаг не утратит белого креста Святого Андрея — покровителя Шотландии, однако окончательно известно это станет в сентябре. 

 

Год общественных волнений

 

По мнению журнала Economist, в 2014 году 65 стран окажутся в группе риска в плане возникновения общественных беспорядков (поляки могут вздохнуть спокойно, в Польше уровень такого риска оценивается как низкий). Протестные акции или даже революции наиболее вероятны на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Южной Европе, включая Балканы, и постсоветских государствах. Факторами, которые влияют на склонность населения к протестам, являются большое расслоение по уровню доходов, неэффективность государственного руководства и напряженность на этнической почве. Однако в первую очередь социальным волнениям способствует усиливающийся в последние несколько лет кризис общественного доверия, который размывает фундамент демократии и влияет не только на явку избирателей, но и на эффективность выступлений против властей. Граждане до такой степени не верят лидерам, что последняя волна протестных событий от арабской весны, Occupy Wall Street до акций в России, Турции и украинского Евромайдана вообще не имела предводителей, и в результате по большей части не добилась своих целей. 

Мы войдем в 2014 год со старыми проблемами и тлеющими горячими точками. Остаются продолжающийся почти три года конфликт в Сирии, который далек от мирного разрешения, вопрос ядерной программы Ирана и надежды на прогресс переговоров, связанных с президентом Хасаном Рухани. Наконец, есть вечная проблема Израиля и Палестины, оптимизм по поводу решения которого в обозримом будущем высказывает только Госсекретарь США Джон Керри (John Kerry).   

Более того, мировой шериф, которым после падения коммунизма стала Америка, все меньше интересуется распространением свободы и демократии (в том числе при помощи танков). Как показали события в Ливии и Сирии, США не хотят вести дорогие войны, в которых гибнут американские солдаты. Вместо пехоты Обама предпочитает отправлять в места конфликтов беспилотные самолеты и вводить санкции. Символическим концом прежней роли Америки будет вывод войск из Афганистана в конце 2014 года. Эта страна, стабильность которой и приверженность принципам свободы и демократии, остается под большим вопросом, будет оставлена спустя 13 лет оккупации, принесший тысячи жертв. 

 

Год роста

 

В 2014 году, наконец, должно стать лучше. Конец кризиса или даже экономический перелом обещал в США Барак Обама, а прекращение рецессии в еврозоне — главный экономист по Европе в Goldman Sachs Group Хью Пилл (Huw Pill). Однако последний — без американского ура-патриотизма. «С середины 2013 года мы наблюдаем стабилизацию экономической активности и ожидаем, что дальнейшая реакция, правда, медленная и слабая, будет продолжаться в 2014-м», — отметил он в середине декабря. Goldman Sachs также прогнозирует, что экономика еврозоны продемонстрирует в 2014 году рост на уровне 1,1%, а в 2015 — 1,5%, однако темп этого роста будет в разных странах различным. Например, в Польше, он будет опережать средний показатель и может достичь 2,9%. 

2014-й несомненно станет годом растущего неравенства и осознания его последствий. Эту тему уже начали обсуждать в США, где пропасть между самыми богатыми гражданами и остальным населением наиболее велика (если рассматривать развитые страны) и продолжает увеличиваться последние 30 лет: сейчас верхнему 1% принадлежит почти четверть национальных доходов, а нижним 90% — менее половины. Президент Обама в декабре назвал неравенство «главной проблемой нашей эпохи». Демократы уже объявили, что в следующем году сосредоточатся на этой теме, а самой яркой звездой партии и потенциальной соперницей Хиллари Клинтон обещает стать сенатор Элизабет Уоррен (Elizabeth Warren), которая заслужила своими пламенными речами и бескомпромиссной позицией в отношении финансового сектора прозвище шерифа с Уолл-Стрит. Проблему неравенства поднял также новый глава Католической церкви папа Франциск, высокую оценку усилиям которого дал журнал Time, назвав его человеком 2013 года. 

«В последние годы люди привыкли, что миром управляет рынок, что индивидуум получает то, чего он заслуживает, жизнь может быть жестока к тем, кто не может с ней справиться, а пропасть между богатыми и бедными — настолько же естественное явление, как ночь, сменяющая день. Но младшее поколение хочет радикальных перемен», — полагает болгарский политолог научный сотрудник венского Института гуманитарных наук Иван Крастев. 

 

Год женщин 

 

Конечно, женщины еще не правят миром, но отдельными странами, среди которых Южная Корея, Дания, Норвегия, Аргентина и Бразилия, уже вполне. В 2014 год мы входим с восемью женщинами-президентами (плюс еще не вступившая в должность Мишель Бачелет (Michelle Bachelet) в Чили), шестью женщинами-премьерами и канцлером, которой в сентябре избиратели в очередной раз доверили руль управления не только Германией, но, как показали последние годы борьбы с еврокризисом, и де-факто Европы. В Польше появление женщин на президентском или премьерском посту в ближайшие годы, пожалуй, не предвидится, но небольшие успехи уже есть: номером два в правительстве Дональда Туска (Donald Tusk) стала недавно Эльжбета Беньковска (Elżbieta Bieńkowska). Именно она в качестве премьера и руководителя суперминистерства регионального развития и транспорта будет в 2014 году распоряжаться средствами из европейских фондов. 

Уже в январе мы узнаем, удалось ли женщине разбить очередной «стеклянный потолок», то есть стать главой Федеральной резервной системы. Барак Обама выбрал на важнейший экономический пост в стране (именно руководитель ФРС определяет курс доллара) Джанет Йеллен (Janet Yellen), но ее кандидатуру еще должен утвердить Сенат. Если большинство будет «за», а так, скорее всего, произойдет, Йеллен станет самой влиятельным экономистом женского пола, а по мнению некоторых экспертов, самой влиятельной женщиной на свете. 

В 2014 году выяснится, объявит ли Хиллари Клинтон об официальном вступлении в борьбу за Белый дом. Хотя до выборов 2016 года остается два года, в книжных магазинах появилась книга под названием «Что требуется, чтобы президентом стала женщина?» ('What Will It Take to Make a Woman President). Будет непросто, ведь необходимо «провести переоценку гендерных ролей и поддерживать работающие семьи», «изменить способ изображения женщин в СМИ» и «подтолкнуть женщин к восприятию себя в качестве лидеров». 

Если уж речь зашла о женщинах и книгах, в марте должна появиться работа «Преуспевай» (Thrive) пера гуру американских СМИ Арианны Хаффингтон (Arianny Huffington), в которой создательница Huffington Post дает советы, как заново сформулировать понятие «успех», чтобы оно не означало лишь власть денег, а включало в себя мудрость, щедрость и креативность. Книга обещает стать продолжением бестселлера 2013 года «Внутри» (Lean In) (в котором исполнительный директор Facebook Шерил Сэндберг (Sheryl Sandberg) призывала женщин агрессивнее заниматься своей карьерой), но будет обращена уже к обоим полам.

 

Год Игр

 

В 2014 году нас ждут два гигантских спортивных мероприятия: в феврале стала Олимпиада 

в Сочи, а в июне — чемпионат мира по футболу в Бразилии. Оба они станут большим праздником для всех любителей спорта, но не только: такие масштабные соревнования, особенно если хозяевам удастся достойно себя проявить, станут шансом для лидеров этих стран продемонстрировать миру и избирателям свою эффективность. Поэтому Дилма Русеф (Dilma Rousseff) наверняка болеет за «канариньос» и надеется, что они в шестой раз станут самой лучшей в мире командой. В последнее время Бразилия столкнулась с замедлением темпов роста экономики и общественными протестами, а национальная эйфория после футбольной победы могла бы помочь президенту на осенних выборах. 

В свою очередь, Олимпиада в Сочи для Владимира Путина, на которую он уже потратил рекордные 50 миллиардов долларов (для сравнения: Игры в Ванкувере четыре года назад обошлись примерно в одну восьмую этой суммы), должна стать свидетельством его силы. Неважно, что в этом городе даже в январе температура не опускается ниже нуля, что для строительства стадионов пришлось снести часть города и переселить жителей, что экологи сообщают о катастрофических последствиях для местной природы, а правозащитники о масштабной коррупции. Олимпиада состоится, и шоу может испортить лишь отсутствие на нем некоторых важных гостей: состязание из-за проблем с правами человека в России уже решили бойкотировать президенты США, Франции и Германии. 

 

Год нетерпеливых 

 

В декабре агентство JWT в девятый раз опубликовало список из 10 трендов, которые будут определять потребление в следующем году. И хотя часть позиций звучат, будто цитаты из учебника «Как стать гуру Нью Эйдж» или новой книги Пауло Коэльо («сознательная жизнь, заключающаяся в отказе от того, что снижает нашу концентрацию и сосредоточенность на "здесь и сейчас"»), к некоторым стоит присмотреться внимательнее. JWT, в частности, предсказывает дальнейшее усиление доминирования картинки (фильмов, фотографий) над текстом в акте коммуникации; наступление «эры нетерпеливых», то есть сокращение времени между желанием и его реализацией (телевидение по требованию, отправка заказанных товаров в тот же день); развитие телепатических технологий, то есть нейро-компьютерных интерфейсов, позволяющих мозгу напрямую общаться с внешним устройством; а также появление «гордости несовершенством», как результата стремления к аутентичности (то есть лучше яблоко с червяком, чем блестящий фрукт из супермаркета). 

 

Год борьбы за частную жизнь

 

Конец частной жизни объявлялся в последнее время чаще, чем смерть Марка Твена (только в данном случае в эпоху Больших данных, читающего наши письма NSA и фейсбуке, использующего наши «лайки» для эффективного позиционирования рекламы, эти слухи имеют под собой реальные основания), тем не менее в 2014 году мы можем начать более сознательно защищать те крупицы анонимности, которые у нас еще остались. Например, при помощи шифрующих сообщения программ типа Tor, так называемых безопасных (хотя остающихся маргинальными по сравнению с продуктами Google) браузеров, почтовых и поисковых сервисов, которые не хранят лишних данных. Должна возрасти популярность программ вроде SimpleWash, которые очищают профиль в фейсбуке от такого нежелательного содержания как фотографии с корпоративной вечеринки, на которых вас кто-то отметил, или статусов, написанных субботним вечером в клубе. 

Силиконовая долина перестанет восприниматься как оазис креативности, а ее жители — как визионеры, которые подарили нам nam iPad, Gmail и Facebook. Все чаще будут звучать голоса, что так называемая новая экономика — это рассадник монополий, а из начинавших в гаражах гиков выросли безжалостные капиталисты, которые ненавидят платить налоги и хранят на своих серверах терабайты наших данных, на использование которых мы не можем повлиять. 

От увлечения киберутопизмом евангелия «солюционизма», который проповедует Силиконовая долина (убежденности, что любая проблема от голода и нищеты до ожирения решаема, достаточно сделать соответствующее приложение и дать людям доступ к интернету), предостерегает Евгений Морозов в книге «Нажмите здесь, чтобы сохранить все» ('To Save Everything, Click Here). В свою очередь, Джарон Ланье (Jaron Lanier) в книге «Кому принадлежит будущее?» (Who Owns the Future) проводит мысль, что люди должны перестать предоставлять свои данные крупным корпорациям и государству даром, говоря, что за каждое их использование человек должен получать минивознагрждание. Звучит отлично. Лишь бы с этими вознаграждениями не вышло, как с ядерным пылесосом, появление которого в каждом доме максимум через 10 лет обещали в 1950-е.