Покойный дядя Ким Чен Ына был «хуже собаки», как говорится в отчете государственной прессы о его казни. Но неужели его загрызла свора голодных собак?
12 декабря гонконгская газета Wen Wei Po опубликовала статью, где говорится, что, вместо того чтобы расстрелять Чана, как это обычно делается в КНДР, его и еще пятерых осужденных раздели догола и бросили в клетку к 120 голодным собакам. В статье также говорится, что за казнью наблюдали Ким Чен Ын и еще 300 чиновников. Собаки рвали осужденных на части, пока «полностью их не съели», как пишет Straits Times, сингапурская газета, опубликовавшая статью о казни северокорейских функционеров 24 декабря.
Эта версия событий хорошо согласуется с портретом Ким Чен Ына, созданным прессой: журналисты часто изображают его очередным воплощением образа доктора Зло, неотесанным и жестоким молодым деспотом, которому доставляет невероятное удовольствие распоряжаться неограниченной властью. Эта версия также соответствует пылким сообщениям северокорейской государственной прессы, которая назвала Чана «презренным политическим карьеристом и обманщиком», виновным в «треклятых предательствах».
Вполне возможно, что такие невероятные преступления повлекут за собой невероятное наказание. Однако у нас есть множество причин скептически относиться к подобного рода сообщениям прессы.
Во-первых, это характер репортерской деятельности на территории КНДР. Упорная изоляция Северной Кореи лишает репортеров всякой возможности провести независимую проверку подобного рода заявлений. Доступ в эту страну имеют чрезвычайно ограниченное число иностранных репортеров, а тех, кто его имеет — к примеру, журналисты Associated Press — там держат на коротком поводке. Удивляет то, что газета Wen Wei Po стала единственным китайским изданием, опубликовавшим материалы, касающиеся этого события. Разумеется, возможности китайских властей в области информационного контроля несовершенны, однако рычаги их машины пропаганды обычно работают синхронно.
Во-вторых, сообщение о том, что Чана растерзали голодные псы, противоречит другим сообщениям о его казни. Примерно в то же время, когда Straits Times вслед за Wen Wei Po опубликовала отчет о казни Чана, издание New York Times, цитируя данные южнокорейской разведки, сообщило, что некоторые помощники Чана были расстреляны из зенитного оружия, в то время как самого Чана казнили «более традиционным способом».
В конечном счете, метод казни вряд ли так уж важен. Никто не станет выступать в защиту растерзания собаками, расстрела из зенитных орудий или любого другого метода казни, применяемого мрачным авторитарным режимом семьи Кима. Но попытка привлечь всеобщее внимание к дворцовой политике, слухам и интригам, вероятнее всего, является лишь способом отвлечь нас от того, что там происходит на самом деле.
В декабре организация Amnesty International опубликовала новые спутниковые снимки, на которых видно, что северокорейские тюремные лагеря расширяются и что у них появляются новые блоки для заключенных. Бывший охранник рассказал представителям этой организации о принудительном труде, о тюремных приговорах, выносимых детям, а также о том, что людей заставляют выкапывать свои собственные могилы. Если в жизни вам не хватает острых ощущений и ужасов, рекомендую вам почитать этот доклад.