В настоящее время существуют две Латинские Америки. Первая из них представляет собой блок стран, включающий в себя Бразилию, Аргентину и Венесуэлу, которые располагаются вдоль побережья Атлантического океана, с недоверием относятся к глобализации и поддерживают ведущую роль государства в экономике. Второй блок, состоящий из государств, расположенных на побережье Тихого океана, таких как Мексика, Перу, Чили и Колумбия, придерживается идей свободной внешней торговли и свободных рынков.
Поскольку эти группы государств имеют общую культуру, историю и географию, такое разделение между ними делает Южную Америку в некоторой степени похожей на контролируемый экономический эксперимент. В течение почти 10 лет экономики государств атлантического побережья развивались более стремительными темпами в основном за счет роста мировых цен на сырье. Однако в следующие несколько лет удача, скорее всего, будет на стороне стран побережья Тихого океана. В связи с этим перед регионом в целом встает вопрос о том, какой путь выбрать — путь государств атлантического побережья или путь стран побережья Тихого океана.
Существует масса аргументов в пользу того, что преимущество находится на стороне стран тихоокеанского побережья. Недавно на конференции в Мехико бывший президент Перу Алан Гарсия (Alan Garcia) заявил, что сейчас большая часть континента «расплачивается за «гипертрофированный протекционизм и… безответственную политику». «Это не та Латинская Америка, за которой я вижу будущее. Я вижу будущее за такими государствами, как Чили — это хороший пример того, как можно справляться с проблемами — Колумбия, Перу и Мексика».
Согласно прогнозам Morgan Stanley, в 2014 году государства Тихоокеанского альянса (куда входят Мексика, Колумбия, Перу и Чили) продемонстрируют рост, который в среднем должен составить 4,25%, что станет следствием высокого уровня иностранных инвестиций и низкого уровня инфляции. Между тем, как считают эксперты, экономики государств атлантического побережья, связанных таможенным союзом Меркосур, вырастут всего на 2,5%, при этом экономика главного тяжеловеса этого региона, Бразилии, вырастет только на 1,9%.
Расхождения между двумя Латинскими Америками, скорее всего, будут заметны и после окончания 2014 года.
Когда Китай находился на пике экономического роста, этот стремительно развивающийся гигант охотно скупал венесуэльскую нефть, аргентинскую сою, чилийскую медь и бразильскую железную руду. Но вместе со снижением темпов развития экономики Китая начали снижаться и цены на сырье, что стало серьезным ударом для стран атлантического побережья Южной Америки. Раньше министр финансов Бразилии Гвидо Мантега (Guido Mantega) нередко хвастался тем, что модель экономического развития его страны очень скоро распространится на весь мир. Однако Бразилия, с ее высокими налогами, бюрократией и таможенными пошлинами, оказалась совершенно неготовой к снижению цен на сырье.
Экономисты утверждают, что у государств тихоокеанского побережья Южной Америки гораздо больше шансов вступить в эпоху процветания, поскольку рост производительности и открытые экономики гораздо чаще привлекают инвестиции. Страны тихоокеанского побережья, даже такие, как Чили, чья экономика до сих пор во многом зависит от цен на сырье, приложили гораздо больше усилий к тому, чтобы укрепить свой экспорт. В Мексике, к примеру, экспортные товары сейчас составляют почти четверть годовых объемов производства. (В Бразилии этот показатель равен всего 4%.) Кроме того, экономики стран тихоокеанского побережья более стабильны. В таких государствах, как Мексика и Чили, сейчас наблюдается низкий уровень инфляции и рост объемов золотовалютных резервов.
Между тем, экономики Венесуэлы и Аргентины начинают постепенно слабеть: сейчас в этих странах наблюдается высокий уровень инфляции и слабость государственной финансовой системы. Уровень инфляции в Венесуэле составляет более 50% — в этом смысле она догнала охваченную войной Сирию. Президент страны Николас Мадуро (Nicolás Madur), преемник покойного Уго Чавеса, удвоил ставку на государственный контроль над ценами, чтобы хотя бы на время сдержать инфляцию. Результатом всего этого, скорее всего, станет повсеместный дефицит абсолютно всех товаров — от новых автомобилей до туалетной бумаги. В Венесуэле появилось новое и чрезвычайно популярное приложение, при помощи которого жители столицы страны могут сообщить остальным, где, к примеру, можно найти свежее мясо, чтобы те могли поспешить в магазин и успеть что-то купить.
Финансовая ситуация в этой части Латинской Америки выглядит весьма посредственно. Самыми слабыми валютами в 2013 году стали валюты Венесуэлы, Аргентины и Бразилии. Официальный курс аргентинского песо упал на 32% по отношению к доллару, а на черном рынке — на 47%.
Экономика Аргентины подверглась жесткой регуляции. В Буэнос-Айресе летние месяцы южного полушария принесли с собой рекордно высокие температуры — и регулярные отключения электроэнергии. В 2002 году правительство ввело жесткий государственный контроль над ценами на электроэнергию в надежде помочь бедным гражданам справиться с последствиями финансового кризиса 2001 года. Однако то, что сначала считалось временной мерой, постепенно стало постоянной политикой. Энергетические компании, напуганные государственным регулированием цен, перестали инвестировать в стареющие энергосети города.
Даже Бразилия с ее гораздо более ответственной экономической политикой, чем политика Венесуэлы и Аргентины, уже начинает ощущать на себе негативные последствия роста цен и бума кредитования. В прошлом году один бразилец довольно резко охарактеризовал блок государств атлантического побережья: «Бразилия превращается в Аргентину, Аргентина превращается в Венесуэлу, а Венесуэла превращается в Зимбабве».
Ключевым моментом в формировании двух Латинских Америк стал 2005 год, когда Бразилия, Аргентина и Венесуэла (возглавляемая г-ном Чавесом) объединились, чтобы помешать принятию решения по проекту Зоны свободной торговли Америк — договору о создании зоны свободной торговли, простирающейся от Аляски до Патагонии, который был предложен президентом Джорджем Бушем-младшим. После провала этого проекта члены Тихоокеанского альянса решили создать свою собственную зону свободной торговли, отменив таможенные пошлины на 90% товаров и установив сроки отмены пошлин на оставшиеся товары.
Внешняя политика стран этой части Латинской Америки также отличается от политики ее соседей на атлантическом побережье. В то время как атлантический блок зачастую относится к США с подозрением или с откровенной неприязнью, государства тихоокеанского побережья поддерживают с Вашингтоном более тесные связи. «Мы решили создать Тихоокеанский альянс, потому что хотели отделиться от популистов, — сказал Педро Пабло Кучински, бывший министр финансов Перу.
Значительная часть молодежи в этом регионе, то есть большая часть его населения, отдала свои голоса за таких политиков, как г-н Чавес, которые обещали безболезненный рост за счет печатания денег. Этим молодым избирателям, вероятнее всего, в ближайшем будущем предстоит пройти через множество испытаний.
«В конце концов, результаты этих двух блоков покажут, кто из них был прав, — добавил г-н Кучински, — но плохие идеи умирают долго».