Конфликт в Сирии переливается через границу, в Ливан. Насилие на религиозной почве в этой стране возросло до невиданного в последние годы уровня. Второго января в контролируемом «Хезболлой» пригороде Бейрута взорвался заминированный автомобиль. Погибли не меньше пяти человек и еще десятки были ранены. Это был лишь очередной эпизод теневой войны между шиитами и суннитами, которая сейчас грозит вырваться из-под контроля. Меньше чем неделей раньше в Бейруте был убит советник бывшего премьер-министра, видного противника Асада. В ноябре два террориста-смертника взорвались у иранского посольства в Ливане.
Последний теракт, так же как и удар по иранскому посольству, был, по-видимому, работой экстремистов-суннитов, стремительно набирающих силу в Ливане. В стране разгорается некое подобие сирийской гражданской войны в миниатюре: ливанские боевики-сунниты теперь регулярно вступают в жестокие стычки с настроенными в поддержку Асада шиитами и алавитами в таких горячих точках, как города Сайда и Триполи и расположенная на востоке Ливана долина Бекаа.
По мере роста числа убитых многие начинают опасаться, что столкновения могут подтолкнуть все сильнее втягивающуюся в конфликт суннитскую общину к организации полноценных ополчений. Недавно ливанская армия арестовала выходца из Саудовской Аравии, возглавляющего связанную с «Аль-Каидой» ливанскую организацию, которая взяла на себя ответственность за нападение на иранское посольство, однако его место легко могут занять доморощенные боевики-сунниты. Начинают возникать суннитские организации, занимающиеся помощью сирийским повстанцам и противостоящие «Хезболле». Некоторые из них уже сталкивались с ливанской армией, которая некогда считалась единственным объединяющим страну институтом, но в последнее время все чаще воспринимается как пешках в политических играх религиозных общин.
Исторически у суннитской общины Ливана были проблемы с военной мобилизацией. Пока другие общины создавали ополчения для защиты своих интересов, суннитам мешало отсутствие сильной партии, способной их объединить и поставить под свое знамя. Традиционно боевики из числа ливанских суннитов присоединялись к организациям, связанным с сообществами палестинских беженцев и с международным салафитским-джихадистским движением. Однако эти организации, осуществляющие сейчас большую часть нападений на сторонников «Хезболлы» и Асада, не обладают значительной народной поддержкой.
Тем не менее, политическая, социальная и военная динамика, воздействующая на большинство ливанских суннитов, такова, что их отношение к созданию полноценных ополчений может измениться. За прошлое десятилетие положение суннитской общины по отношению к прочим конфессиональным группам сильно изменилось. Возможно, самым важным фактором стал крах суннитской политической программы после убийства бывшего премьер-министра Рафика Харири (Rafiq Hariri) в 2005 году. Избранное после его смерти правительство, в котором преобладали сунниты, было намерено искоренить остатки сирийского влияния и покончить с милитаризацией «Хезболлы», но в итоге потерпело неудачу. Злополучная попытка правительства расправиться с телекоммуникационной сетью «Хезболлы», предпринятая в мае 2008 года, привела к тому, что шиитская партия вторглась в населенные преимущественно шиитами пригороды Бейрута. В итоге суннитская община оказалась раздробленной и разочарованной.
Неспособность политиков-суннитов защищать интересы общины позволила фундаменталистам претендовать на роль защитников суннитского сообщества. В последние годы бесчисленные исламистские организации, зачастую финансируемые дружественными структурами из стран Персидского залива, активно привлекали сторонников, апеллируя к тревогам простых суннитов. И в то время, как в суннитской общине и среди ее политических элит нарастает сочувствие к сирийским повстанцам, в реальных боях в Сирии участвуют в первую очередь боевики-салафиты.
Первая – и до сих пор наиболее известная – суннитская повстанческая группировка, сражающаяся в Сирии под командованием ливанца – это «Джунд аш-Шам» («Воины Леванта»). Она действует в Хомсе и возглавляет ее известный боевик Халед Махмуд (Khaled Mahmoud), использующий псевдоним Абу Сулейман Аль-Мухаджер (Abu Suleiman al-Muhajer). Другую салафитскую организацию под названием «Катаиб аль-Мукавама аль-Хурр» («Свободные бригады сопротивления») до последнего времени возглавлял видный ливанский проповедник Ахмед аль-Ассир (Ahmad al-Assir). Она была создана в апреле 2013 года как добровольческая структура ливанских шиитов, противостоящая «Хезболле», но столкновения с ливанской армией в июне 2013 года ее ослабили. На рост международного сотрудничества между экстремистами указывают и сообщения о том, что в Ливане по меньшей мере с декабря 2012 года присутствует связанная с «Аль-Каидой» сирийская террористическая организация «Джабхат ан-Нусра».
Эпицентром воинствующих суннитских движений в Ливане, по-видимому, следует считать северный город Триполи. Именно в нем зародилось местное салафитское движение. Многие молодые выходцы из его суннитских районов, как сообщают представители ливанских спецслужб, присоединились к «Джабхат ан-Нусре». Триполи – также одно из самых проблемных мест в Ливане с точки зрения отношений между конфессиями. Сунниты регулярно вступают в нем в стычки с местной маленькой алавитской общиной. За последние два года эти столкновения унесли сотни жизней.
Судя по всему, Ливану сейчас грозит «идеальный шторм» – то есть сочетание целого ряда неблагоприятных факторов. Убийство Харири и неспособность суннитских элит заполнить освободившееся место, взлет «Хезболлы» как военной и политической силы и жесткая политика Асада по отношению к состоящей в основном из суннитов оппозиции фундаментальным образом изменили динамику политических пристрастий и политической активности ливанских суннитов. Сирийская война открывает перед воинственно настроенными элементами новые – и опасные – возможности: ливанские сунниты сейчас учатся военному делу, наводят мосты с иностранными группировками и набираются тактического опыта на полях сражений. К тому же почти миллион сирийских беженцев, большинство из которых сунниты, коренным образом изменили конфессионально-демографический расклад в Ливане.
Пока раскол в суннитской общине и нежелание всех сторон втягиваться в открытую военную конфронтацию предотвращают гражданскую войну. Однако по мере роста межконфессиональной напряженности сунниты могут начать воспринимать текущий конфликт как угрозу самому своему существованию. В таком случае, власть может попасть в руки к лидерам – умеренным или экстремистам – которые готовы защищать интересы общины с помощью насилия. Если события примут такой оборот, это способно стать серьезной угрозой для межконфессионального баланса сил в Ливане. В итоге в стране может разгореться новая кровопролитная гражданская война.