Доминирование евроатлантического мира в системе международных отношений мало удовлетворяет Россию, поэтому Москва анализирует альтернативы, способные в условиях мировой конкуренции позволить ей выйти на первый план и достигнуть или хотя бы приблизиться к былой силе периода холодной войны. В этой связи Россия стремится к созданию многополярного мира и, наряду с Китаем, является главным апологетом идеи многополярности, которая призвана поставить под сомнение евроатлантическую гегемонию. Заявления Владимира Путина, его подражающая советскому периоду политика, риторика и меры показывают, что с помощью «политики ближнего зарубежья» и образцов евразийской внешней политики Россия намерена создать новую региональную конструкцию, которая должна легитимировать ее систему представлений о многополярности.
Москва осознала необходимость в превращении в гегемона в ближнем зарубежье, а именно в Евразии, так как это позволит России стать мировым игроком, способным изменить баланс системы международных отношений, и, что важнее всего, оспорить политику и стратегию США. Инициатива по созданию Содружества независимых государств (СНГ), в рамках которой Москва обращалась к бывшим советским республикам, объявившим о независимости после распада СССР, и призывала их сплотиться вокруг российского лидерства и российской культуры, оказалась безуспешной. Это объясняется тем, что бывшие советские народы рассматривали СНГ как организационную структуру, воплощающую в себе советское наследие. Отсутствие со стороны СНГ каких-либо обещаний в экономической, технологической и финансовой сферах и акцент лишь на социально-культурную и географическую близость также обусловили безуспешность данного объединения. Современный проект Евразийского союза, который, как отмечается, будет «официально» претворен в жизнь в 2015 году, предполагается реализовать на евразийском материке уже в форме рациональной инициативы, которая берет за основу начало периода евроинтеграции и принимает во внимание экономические, торговые и энергетические проблемы и планы соседствующих с Россией бывших советских республик. Этот проект также говорит нам о том, что российская власть начинает понимать, как пользоваться инструментами «мягкой силы», столь необходимой для российской внешней политики.
В рамках проекта, фактическое начало которому положил «таможенный союз», объединяющий Россию, Казахстан и Белоруссию, на евразийском континенте, протягивающемся от китайской границы до границы с ЕС, начиная с 1 января 2012 года предпринимаются попытки создать крупный единый рынок с центром в России, а также придать ускорение политическому объединению региона, которое будет легитимировано экономической интеграцией. Начинающийся в рамках создания единого экономического пространства проект, как и при возникновении ЕС, на последней стадии реализации нацелен на достижение политической интеграции. В этой связи данная инициатива, называемая также Евразийский экономический союз, в условиях текущей конъюнктуры развивается на основе межправительственных консультаций и соглашений. В среднесрочной перспективе организационные структуры, в которые будут входить представители всех стран-членов, будут принимать и претворять в жизнь решения, касающиеся конкретных секторов, определенных политических сфер, и тогда процесс достигнет стадии экономико-технологической интеграции. То, что может возникнуть в долгосрочной перспективе и что, по сравнению с ЕС, заинтересованные стороны планируют осуществить быстрее и успешнее, это политическая интеграция, и именно она будет означать претворение в жизнь проекта Евразийского союза. И действительно, если сравнивать с ЕС и принимать во внимание отсутствие каких-либо глубоких расхождений в общественной жизни, социально-культурной структуре, политической системе государств, существующих на постсоветском пространстве и евразийском материке, можно прийти к выводу, что в плане политической интеграции Евразийский союз способен опередить ЕС. Евразийский союз — вовсе не то же самое, что и собирание воедино таких ведущих стран мира, как Германия, Франция, Великобритания... Каждая присоединяющаяся к этому проекту страна будет понимать, что Евразийский союз — это «организация-зонт», возглавляемая Россией и отражающая процесс возникновения российской региональной гегемонии.
Главная проблема на пути реализации проекта Евразийского союза заключается в том, что союз будет рассматриваться как попытка интеграции, противоречащая глобальным и региональным интересам ЕС и США в Восточной Европе и бассейне Черного моря, а также Китая в Средней Азии. Так, в последнее время мы наблюдаем, как между Россией и Китаем разворачивается региональная конкуренция в Средней Азии за господство в постсоветских республиках. Что касается глобального уровня конкуренции, альянс НАТО сохраняет намерение войти в Черноморский бассейн, стратегия расширения ЕС на Восток конфликтует с политикой ближнего зарубежья России, и находящиеся на этих пространствах государства в целом ориентируются на Запад. Все это делает осложняет реализацию российских планов. Используя в качестве козыря энергетику и манипулируя кризисами в регионах замороженного конфликта, Москва стремится реализовать свои интересы. Можно лишь задаться вопросом о том, насколько эта стратегия, которая до определенного момента была успешно осуществлена в Грузии, Азербайджане и на Украине, совместима с проектом Евразийского союза, являющимся воплощением «мягкой силы».
Позиция и будущее Украины — наиболее актуальный пример, который необходимо рассматривать в рамках российского проекта Евразийского союза. Пророссийская позиция пришедшего к власти после «оранжевой революции» руководства «Партии регионов» во главе с Виктором Януковичем и прежде всего отказ от соглашения об ассоциации с ЕС были гневно встречены как внутри страны, так и в США и ЕС. Если мы попытаемся понять, почему власти Украины преследуют такую стратегию, то придем к выводу, что основной элемент здесь — экономическое и политическое давление России на эту страну. В результате экспортных ограничений, прерываний поставок энергоресурсов, ценовой политики и поддержки сепаратистских движений в Крыму Москва фактически не оставила другого выбора властям Украины, кроме как пойти на сближение с Россией. Посредством предоставления пакета экономической помощи в объеме 15 миллиардов долларов и существенного понижения цен на энергоресурсы — мер, последовавших за отказом Украины подписать соглашение с ЕС, Москва стремилась показать, что именно она является настоящим другом Украины и обязательной составляющей ее внешнеполитического курса. Поскольку эту ситуацию осознала собравшаяся на Майдане толпа, она длительное время оказывала сопротивление, не собираясь освобождать площадь. Для России Украина — одна из важнейших частей проекта Евразийского союза. Так, она образует европейский вектор проекта и является «дверьми» в Черноморский бассейн.
Таможенный союз, сформированный из России, Белоруссии и Казахстана, и возникающее параллельно с ним Евразийское экономическое сообщество необходимо рассматривать вкупе с Организацией договора о коллективной безопасности. Если рассматривать все эти организационные структуры вместе, можно объяснить значение Евразийского союза. На сегодняшний день у Евразийского экономического союза по принципу Еврокомиссии возникла Евразийская экономическая комиссия. Этот действующий в Москве орган в данный момент состоит из представителей России, Казахстана и Белоруссии, входящих в состав таможенного союза, при этом бюджетные и кадровые вопросы главным образом решаются Россией. Ожидается, что в среднесрочной перспективе Евразийская комиссия будет координировать макроэкономические показатели, определять финансовую и энергетическую политику. Армения, Киргизия и Таджикистан — кандидаты на присоединение к Евразийскому экономическому сообществу. Украина же с августа 2013 года обладает статусом наблюдателя. Россия также призвала Грузию присоединиться к союзу. Однако премьер-министр Грузии Бидзины Иванишвили, как и Азербайджан, предпочитает идти на сближение с ЕС.
Можно сказать, что проект Евразийского союза представляет собой попытку России создать определенную региональную гегемонию на постсоветском пространстве в соответствии с ее глобальными интересами. Президент России Владимир Путин заявил о том, что официально проект будет претворен в жизнь в 2015 году. Также существуют круги, которые желают, чтобы в состав этого проекта вошла и Турция. В этой связи весьма показательно, что турецкое правительство настаивает на риторике присоединения к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Однако чтобы присоединиться к проекту Евразийского союза, Турции потребуется отказаться от получения членства в ЕС, выйти из общего рынка с ЕС и к тому же выйти из состава НАТО. Такой выбор полностью изменит направление турецкой внешней политики и включит Турцию в зону российской гегемонии. Сделать такой выбор совсем не просто, и он может далеко не дешево обойтись Турции. Поэтому ожидать вступления Турции в Евразийский экономический союз (Евразийский союз) или ШОС не приходится.