Когда два года назад литовские и эстонские журналисты в пылу дискуссий по вопросам энергетики упрекали Латвию в угодничестве перед «Газпромом», которое, на их взгляд, не позволяет соседним странам договориться о строительстве общего терминала для сжиженного газа в Латвии, это казалось злыми сплетнями или, по меньшей, мере, задержкой в прошлом. Ну, как же - у нас ведь есть правительство, твердо поддерживающее интеграцию в европейские структуры, к тому же, свободное от влияния олигархов и записавшее в своей декларации «будем развивать конкуренцию на рынке природного газа».
К сожалению, коллеги из соседних стран не заблуждались – лобби «Газпрома» в Латвии по-прежнему на зависть успешное. Ориентированное на Запад, свободное от олигархов правительство Валдиса Домбровскиса перед Рождеством внесло в Сейм (и Сейм концептуально одобрил) поправки в Закон об энергетике, которые вопреки тому, что написано в декларации, переносят открытие газового рынка на неопределенное будущее. Даже не на 2017 год, когда закончится установленный в договоре о приватизации «Latvijas gāze» срок монополии, а до того момента, когда газовые системы государств Балтии и Финляндии будут соединены с другими странами ЕС, или пропорция поставляемого «Газпромом» газа будет менее 75%. И потенциальные инвесторы, и эксперты в сфере политики предупреждали: этого не произойдет никогда, зачем кому-то вкладывать деньги в альтернативы, если есть риск, что рынок останется закрытым.
Затянувшаяся неспособность четко сформулировать правила игры и показать, когда и как будет реструктуризована «Latvijas gāze», чтобы газовую инфраструктуру можно было использовать для конкурирующих поставок, уже провалила развитие в Латвии важного энергетического проекта – регионального терминала для сжиженного газа. Разумеется, свою роль в том, что терминал не состоялся, сыграли политические и деловые интересы литовцев и эстонцев, однако Латвия даже не попыталась выполнить элементарную домашнюю работу – принять соответствующую законодательную базу.
На этой неделе компания «Latvijas gāze» объявила, что она заключила договор с оператором Клапейдского терминала для сжиженного газа о хранении газа в Инчукалнском газохранилище в 2015 и в 2016 годах. Таким образом, единственный поставщик газа для Латвии «Газпром» через принадлежащую ему в Латвии «Latvijas gāze» будет забирать дивиденды от созданных литовцами альтернатив, в то время как латвийские потребители будут лишены возможности получать от них выгоду. Литва и Эстония откроют рынок в 2015 году, к тому же, не боясь сделать это лучшим для функционирования свободного рынка способом – при помощи выделения инфраструктуры распределения газа в отдельное предприятие.
Правительство Латвии объясняет промедление подаренной в договоре о приватизации «Latvijas gāze» монополией, нарушение которой грозит судебными процессами и вызванными гневом «Газпрома» ценами. Выдерживает ли этот аргумент критику, оценить невозможно, потому что создание газового рынка в Латвии объявлено секретным вопросом: он рассматривается на закрытых заседаниях правительства и широко не обсуждается. Возможно, в распоряжении правительства есть какая-то информация, которая остальным неизвестна. Пока она неизвестна, к примеру, опытный энергетик, бывший советник комиссара ЕС Юрис Озолиньш отмечает, что «газовые друзья» просто «одурачили» правительство Латвии. «Latvijas gāze» как предприятию создание рынка не принесет убытков (что демонстрирует договор с Клайпедским терминалом), и крупные акционеры «Latvijas gāze» в других странах уже работают в соответствии с предусматривающим создание газового рынка законодательством ЕС.
Все более ясные очертания приобретает еще одно объяснение, а именно: это цена, которую верхушка прежней коалиции была согласна заплатить «Центру согласия» (и одновременно также интересам бизнеса, который скрывается за местным акционером «Latvijas gāze» - «Itera Latvija») в обмен не обещание не торпедировать введение евро в 2014 году. Внесенные правительством поправки в первом чтении поддержали как коалиционные, так и оппозиционные партии Сейма.
Нет оснований думать, что Валдис Домбровскис руководствовался плохими намерениями, однако полагаться на «доброго» монополиста - «Газпром» - и делать ставку только на евро как геополитический гарант Латвии – это игра очень высокого риска. Во-первых, она дорого обходится финансово. Вопреки поддерживаемому владельцами «Latvijas gāze» и «Itera Latvija» мифу, поставляемый Латвии газ уже давно не дешев: во многих европейских странах, где есть конкуренция, он стоит намного меньше. Во-вторых, Латвия оставляет в руках России мощную пушку, из которой можно стрелять в любой удобный момент и по любому вопросу. С учетом огромного удельного веса газа в производстве тепла и электроэнергии в Латвии страшно подумать, перед какими выборами может оказаться государство. События на Украине и ракеты у границ стран Балтии показывают, что такие сценарии не утопические фантазии.
Политику в сфере энергетики Латвии (и остальных стран Балтии) с момента восстановления независимости характеризовало упование на созданную в советское время структуру энергоснабжения и зависимость от России. Западных экспертов, журналистов и политиков всегда удивляло, почему мы прилагали так мало усилий для диверсификации поставок и инфраструктуры. Требуется не слишком много: политики Латвии, наконец, должны ясно выдвинуть стратегическую цель - вылезти из-под пазухи «Газпрома» и приоткрыть путь для конкуренции, как это уже сделали Литва и Эстония. У большинства Сейма сейчас такая возможность есть.
Перевод: Лариса Дереча.