В настоящее время в отношениях между Россией и Канадой хватает поводов для разногласий, будь то резкие противоречия в вопросах прав сексуальных меньшинств, политической ситуации на Украине или усыновления детей однополыми семьями.
Однако не все так плохо, как может показаться на первый взгляд, настаивает министр иностранных дел Канада Джон Бэйрд (John Baird) — который сам является откровенным критиком нового российского антигейского закона — потому что, по его словам, Россия и Канада очень благотворно сотрудничают в одной чрезвычайно важной сфере — Арктике.
«В вопросах Арктики и других сферах мы можем и уже давно благотворно сотрудничаем, — сказал Бэйрд в одном из своих недавних интервью. — У меня профессиональные отношения с моим российским коллегой Сергеем Лавровым».
«Я не согласен с ним по ряду вопросов. Но он умный, опытный и эффективный министр иностранных дел».
Эти осторожные высказывания Бэйрда контрастируют с другими, более резкими его заявлениями, в которых в преддверии Зимних Олимпийских игр в Сочи он говорил о трех раздражающих факторах в российско-канадских отношениях.
Бэйрд подверг Россию публичной резкой критике за принятие антигейского закона и даже составил письменное обращение на имя Лаврова. Во время своего недавнего визита на Украину он присоединился к антироссийским демонстрациям в столице страны. Правительство Канады также осудило новый российский закон, который запрещает канадским семьям усыновлять российских сирот на основании того, что в Канаде однополые браки законны.
Однако в вопросе Арктики министр иностранных дел Канады занимает более примирительную позицию, поскольку Арктика с ее пока еще не разработанным экономическим потенциалом, в том числе огромными запасами нефти и газа, является одной из ключевых пунктов программы правительства Харпера.
Именно это и делает Россию и Канаду союзниками, отчасти потому что обе страны являются членами Арктического совета, в который входят восемь государств и председателем которого недавно стала Канада.
В декабре, после того как Канада подала заявку в ООН на расширение границ ее арктического шельфа, включая Северный полюс, президент России Владимир Путин демонстративно направил дополнительные военные силы на Дальний Восток.
Министерство иностранных дел Канады не захотело идти на конфликт, и Бэйрд заявил, что его страна «продолжит наше сотрудничество с нашими партнерами в Арктике, как подобает ответственному соседу».
Один ведущий эксперт по делам Арктики считает, что это очень хорошая стратегия для Бэйрда и консерваторов — скрывать свое недовольство во время переговоров с Москвой по вопросам Арктики, пока они стараются сделать все возможное, чтобы укрепить позиции Канады в этом регионе.
Роб Хьюберт (Rob Huebert) из университета Калгари утверждает, что, хотя правительство Харпера пытается избегать конфликтов с Москвой в вопросах Арктики, ему необходимо серьезно задуматься над тем, чтобы выполнить свое обещание и направить в Арктику военные силы, что представляет собой часть его северной стратегии.
Речь идет об отправке кораблей и самолетов, которые, скорее всего, будут восприняты как противовес действиям России по наращиванию военного потенциала, а также как попытка Канады отстоять свой суверенитет.
«Думаю, в конечном счете, история учит нас тому, что мы должны быть способны защитить свои интересы и ценности», — говорит Хьюберт.
«Самым худшим вариантом будет надеть улыбку и надеяться на лучшее. Лучшее, что мы можем сделать, это надеть улыбку и всерьез заняться своим собственным военным потенциалом. Если вы надеваете улыбку, чтобы выиграть время, такая стратегия принесет вам множество преимуществ».
По его словам, наращивание военного потенциала Россией сводится к укреплению ее ядерных средств сдерживания, а вовсе не к тому, чтобы первой заявить о своих претензиях на запасы нефти и газа.
«Если вы почитаете документы российского правительства или поговорите с кем-нибудь из российских чиновников в неофициальном порядке, они скажут вам, что главной гарантией безопасности России является защита ее ядерных средств сдерживания».
По словам Хьюберта, другие государства, в частности Норвегия, также входящая в состав Арктического совета, признают это, и Канаде стоит последовать их примеру и инвестировать необходимое количество средств в военные ресурсы севера.
Он добавил, что недавно Норвегия вложила огромные средства в свой военный потенциал.
«Эту страну захватывали немцы, она сталкивалась с непосредственной угрозой вторжения со стороны Советского Союза, тем не менее, в постсоветскую эпоху они изменили свои взгляды и потратили огромные средства на модернизацию своих военно-воздушных и военно-морских сил, сделав их чрезвычайно боеспособными».
Однако сохранять спокойствие в отношениях с Россией по вопросам Арктики — это довольно сложная задача для Бэйрда и других министров, как отмечает Хьюберт.
По его словам, Канада не выразила своего недовольства — по крайне мере, публично — в связи с наступлением Путина на коренные народы российского севера, потому что, скорее всего, дипломаты ведут определенную работу в этом направлении, но это происходит за кулисами.
«Бэйрд, вероятно, просто не хочет раскачивать лодку. Мы никогда не слышали, чтобы он публично высказывал резкую критику в адрес российского правительства, но при этом я постоянно слышу о том, что канадские чиновники, в том числе Бэйрд, возмущены тем, что делают русские».
Бэйрд заявил, что он не стесняется поднимать более острые вопросы во время переговоров с Лавровым, ветераном российской дипломатии, пользующимся благосклонностью Путина.
«На саммите Большой Двадцатки в Санкт-Петербурге у нас была долгая дискуссия, посвященная правам человека и их политике в отношении сексуальных меньшинств, — сказал он. — Я всегда без колебаний поднимаю подобные вопросы».
Но разве все это не мешает сохранять хладнокровие в вопросах Арктики?
Бэйрд ответил с ироничной улыбкой: «Вызовы и проблемы — именно благодаря им у нас есть работа».