Получив российский паспорт 3 января прошлого года, Жерар Депардье охотно рассказывает всем и каждому, какой великий демократ Владимир Путин. 5 января в интервью Le Journal du dimanche он даже заявил следующее: «Быть актером — это не мое». Но это, конечно же, шутка. Или же намек на то, что его жизнь приняла такой оборот, что рамки сцены и большого экрана становятся для него узки. Его угодья уже давно расползаются все шире и шире и постепенно охватывают весь мир.
Как бы то ни было, все это не мешает ему подниматься на театральные подмостки по велению сердца. И даже сниматься в фильмах еще чаще, чем раньше. За прошлый год их насчиталось целых восемь, а их неоднородность в полной мере отражает парадоксальность пустившегося в разгул актера.
Кроме того, им всем свойственен вопиюще дурной вкус, которым отличаются все его проекты со второй половины 1990-х годов. К этой категории относится в частности вышедшая в сентябре картина «Непобедимые» (Les Invincibles) Фредерика Берта (Frédéric Berthe). Там он играет роль участника чемпионата мира по петанку, который мимоходом пытается поменять французское гражданство на алжирское.
Новое достоинство
Пока мы еще не видели «Человека-сокола» (The Falconman) Энтони Хиккокса (Anthony Hickox), который, по всей видимости, станет дикой смесью боевых искусств, формулы-1 и искусственного осеменения с приправой из египетской мифологии под соусом из средневековой интриги. Только предстоит нам посмотреть и F2014 Фредерика Обюртена (Frédéric Auburtin), где Депардье играет президента ФИФА. Кроме того, снялся он и у двух российских друзей: в комедии об Олимпиаде в Сочи «Спорт без границ» Александра Ломакина и отснятой в Грозном и Москве истории мщения под названием «Бирюза».
Дружеские узы не позволили ему ответить отказом на просьбу Жанны Моро (Jeanne Moreau) и режиссера Сандрин Вейсе (Sandrine Veysset), которые отдали ему должное в фильме-скетче «Бунтарь» (Le Tourbillon) для Canal+, и Фани Ардан (Fanny Ardant), с чьей подачи он сыграл священника в ее второй полнометражке «Навязчивые ритмы» (Cadences obstinées). Нельзя не отметить и «Голос степей» (La Voix des steppes), где он играет с сопрано Натали Десе (Natalie Dessay) по сценарию, который перекликается с одним эпизодом его детства. Наконец, нужно сказать пару слов о «Добро пожаловать в Нью-Йорк» (Welcome to New York) Абеля Феррары (Abel Ferrara): Депардье лично участвовал в сборе средств на этот фильм о деле Доминика Стросс-Кана, который, если попадет в Канны, вполне может вернуть ему былую славу.
Есть у него и другие проекты, вроде «Иностранных дел» (Affaires étrangères) требовательного ливанского режиссера Зияда Дуэйри. Актер согласился сыграть там главную роль, «разочаровавшегося во всем, немного пьющего, потрепанного жизнью человека, который представлял американцев на предшествовавших подписанию соглашений в Осло тайных переговорах, — говорит продюсер Жан Бреа (Jean Bréhat). — Когда он прочитал сценарий, это сразу же его зацепило». То есть, хотя Жерар Депардье и утверждает обратное, быть может, актерская игра и самоутверждение — это все же его?