Россияне близки к заключению знаменательной сделки: воспользовавшись эмбарго Запада против Ирана, они сбудут Тегерану свои товары, которые не нужны никому за границей, и получат высококачественную нефть.
«Хорошей нефти никогда не бывает слишком много», – такими словами можно подытожить то, к чему на днях придут представители Москвы в Тегеране. Хотя в последние четыре года Россия стала самым крупным производителем нефти в мире, эта нефть становится все более дорогой и грязной. Запасы старых месторождений исчерпываются, а доступ к новым требует все больших вложений в покупку дорогого оборудования и технологий. Почему же тогда не покупать хорошую легкую нефть у того, кто легко согласится на условия покупателя, потому что к его горлу приставлен нож? На каких условиях? Бартерных. Пожалуй, впервые за всю историю торговли нефтью покупатель, получающий по 0,5 миллиона баррелей в месяц, заплатит за них сыром, маслом, молоком, холодильниками «Минск» и стиральными машинами «Вятка», добавив к ним со скидкой ватники и валенки. Это, конечно, ирония, но лишь отчасти. Хотя россияне уже не производят «противотанковых» (это был бронированный и тяжелый агрегат) холодильников «Минск», факты таковы, что они будут расплачиваться за иранскую нефть изделиями российской промышленности. А ей, как воздух, нужны рынки сбыта. Итоги прошлого года были неважными: падение ВВП, низкий уровень инновационности, износ оборудования и загрязнение окружающей среды. Все это снижает конкурентоспособность российской промышленности и осложняет экспорт товаров за пределы Таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан) или СНГ.
В свою очередь, членство в ВТО требует от Москвы открыть свой рынок и отменить таможенные барьеры, которые много лет охраняли отечественную промышленность от модернизации и необходимости бороться за клиента. Так что контракт с Тегераном может стать шансом на улучшение показателей. К тому же он позволит не только расплачиваться товарами, но и реэкспортировать иранскую нефть. Это тоже очень выгодно – в первую очередь российскому бюджету, в пополнении которого главную роль играют энергоресурсы: половина доходов государства приходится на нефть и газ.
Можно было бы задаться вопросом о том, почему Россия решила воспользоваться эмбарго США и Запада так поздно. Полагаю, что Москва ждала, пока Тегеран, вынужденный торговать только с Индией и Китаем, окончательно «сломается». Рука помощи, протянутая именно сейчас, была с благодарностью принята. Снимаем шляпы перед российским мастерством в переговорах…