Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Немецкий политолог: Ждите оживления диалога с Россией

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последние годы в германо-российских отношениях наступил период политического охлаждения. Изменится ли климат в связи с новыми назначениями в правительстве Германии? Новым координатором германо-российских отношений станет Гернот Эрлер (Gernot Erler). Он опытный политик, знает и любит Россию, говорит по-русски. Что изменится с его назначением в отношениях двух стран?

В последние годы в германо-российских отношениях наступил период политического охлаждения. Изменится ли климат в связи с новыми назначениями в правительстве Германии? Так, новым координатором германо-российского межобщественного сотрудничества в МИД ФРГ станет социал-демократ Гернот Эрлер (Gernot Erler). Прокомментировать его назначение DW попросила сотрудника берлинского фонда «Наука и политика», профессора Ханса-Хеннинга Шрёдера (Hans-Henning Schröder).

DW: Новым координатором германо-российских отношений станет Гернот Эрлер (Gernot Erler). Он опытный политик, знает и любит Россию, говорит по-русски. Что изменится с его назначением в отношениях двух стран?


Ханс-Хеннинг Шрёдер: Больших изменений в принципиальных вопросах политики, в ее основополагающем направлении не будет. Их определяет канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel). Новый министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) проводит ее линию. Это показала его поездка в Варшаву, его критические высказывания в адрес Кремля в связи с действиями Москвы по отношению к Украине. Так что радикальной смены курса не будет. Но я надеюсь на более высокий уровень компетентности, на активизацию политики по отношению к Восточной Европе. Имею в виду все постсоветское пространство. В этом сыграет свою роль и Гернот Эрлер.

– Его предшественник на посту координатора германо-российского сотрудничества, Андреас Шоккенхофф (Andreas Schockenhoff), пытался ставить собственные акценты. Мы не знаем, всегда ли он предварительно обсуждал это с Ангелой Меркель, но Шоккенхофф порой выступал с очень резкой критикой в адрес Кремля. Свидетельствует ли назначение господина Эрлера о смене тональности в отношениях Берлина и Москвы?

– Я полагаю, что тон будет более осторожным, более взвешенным. А по существу многие критические замечания господина Шоккенхоффа, в частности его нарекания по поводу формата форума гражданских обществ Германии и России «Петербургский диалог», по поводу нарушений Россией принципов Совета Европы и хартии ОБСЕ, остаются в силе. Тут ничего не изменится. Разве что тон станет более сдержанным. Мы ведь видели на примере Украины, что и министр иностранных дел Штайнмайер и, скорее всего, Гернот Эрлер, будут последовательно и профессионально отстаивать европейские и немецкие интересы.

– Но есть ли у федерального правительства вообще какая-то цельная политическая стратегия по отношению к России? Или Берлин только реагирует на действия Кремля?

– Вы затрагиваете больной вопрос. В последние четыре года я бы вам ответил категорическим «нет». Не было такой стратегии, потому-то заявления господина Шоккенхоффа порой были гласом вопиющего в пустыне. Ему приходилось так действовать именно потому, что никакой стратегии по отношению к России, по отношению к Восточной Европе не было. Исходя из новых назначений, я надеюсь, что в министерстве иностранных дел Германии наконец-то займутся этим направлением во внешней политике.

Кроме Гернота Эрлера в этой связи я хотел бы назвать заместителя министра иностранных дел Михаэля Рота (Michael Roth). Он считается хорошим специалистом по делам Евросоюза. Так что складывается впечатление, что министерство иностранных дел возвращает себе многие полномочия, которые в последние четыре года отошли к ведомству федерального канцлера.

– Допустимо ли сделать из всего сказанного вами вывод, что мы можем ждать новых инициатив, новых идей в отношениях с Россией?


– Да. Я уверен, что мы можем ожидать активизации политики по отношению к России, по развитию «Восточного партнерства». Но она будет осуществляться совместно с Польшей, государствами Балтии, Финляндией, то есть теми странами, которые вместе с Германией будут определять политику Евросоюза по отношению к Восточной Европе. Я уверен, что в результате сотрудничество только окрепнет.