Источник, близкий к Госдепартаменту США, сообщил нашему изданию, что Москва негласно отрицает сообщения о том, что она ведет бартерные переговоры о повышении иранского экспорта сырой нефти на 50%. Однако, если российский президент Владимир Путин на самом деле санкционировал такое обсуждение, причина тому – привлекательность такой сделки и шанс снова блеснуть своей внешнеполитической независимостью.
Экслюзивное сообщение Reuters, появившееся 10 января, было воспринято Вашингтоном настолько серьезно, что госсекретарь США Джон Керри поднял этот вопрос в беседе с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым. План якобы такой: Иран будет поставлять в Россию до 500 000 баррелей нефти в день, а она будет расплачиваться своими товарами. Объем колоссальный – на сегодняшний момент Иран из-за введенных санкций экспортирует всего миллион баррелей в день, это треть его поставок 2011 года.
Читайте также: Нефтяная уловка Путина
Источник сообщил Quartz, что российская сторона в беседе с американскими чиновниками опровергла сообщение Reuters. Однако Керри отреагировал настолько резко, потому что сообщение по времени практически точно совпало с достижением финального соглашения между Ираном и возглавляемыми США переговорщиками о том, что Тегеран снизит темпы своей программы по обогащению урана в обмен на некоторое облегчение санкций. Соглашение было достигнуто 12 января. Стороны договорились о вступлении его в силу 20 января. Если Иран с российской помощью значительно повысит свои поставки нефти, это ослабит шансы других государств вынудить его согласиться на сделку сейчас и еще более жесткое соглашение через полгода.
«В момент переговоров о долгосрочной ядерной сделке подписать такое соглашение было бы безумием со стороны россиян», - говорит Джеффри Мэнкофф (Jeffrey Mankoff) из Центра стратегических и международных исследований.
Но подобные переговоры рифмуются с другими вопросами, о которых Москва также размышляет. В первую очередь, с соглашением о поставках на сумму 270 миллиардов долларов, которое Россия подписала с Китаем в июне прошлого года. Согласно ему, Москва в течение 25 лет будет ежедневно поставлять Пекину 290 000 баррелей нефти. Большая часть этой нефти должна была отправляться с гигантского казахстанского нефтегазового месторождения Кашаган, однако из-за утечки газа запуск Кашагана был отложен как минимум до конца этого года. Вместо этого нефть может быть поставлена из Ирана, а излишки проданы на мировой рынок – посредством занимающегося торговлей нефтью подразделения Morgan Stanley, часть которого Россия в прошлом году приобрела.
«Уверен, что Россия получит на нефть хорошую скидку, так почему бы и нет? – говорит Сет Клейнман (Seth Kleinman) из Citi. – Кроме того, это взбесит Обаму, что, без сомнения, придется по душе Путину».