Катастрофическая четырехсторонняя война с участием иракской армии, в которой доминируют шииты, суннитских племен, лояльных правительству Ирака, антиправительственных джихадистов под эгидой «Аль-Каиды», а также антиправительственных шейхов-суннитов бушует в иракской провинции Анбар. Анбар имеет общую границу с Сирией, где поддерживаемые из-за рубежа сунниты-джихадисты угрожают диктатуре президента-шиита Башара Асада, что добавляет много бед провинции и вновь разрушает её после успешной противоповстанческой операции американских вооруженных сил десять лет назад.
Трансграничные перемещения таких джихадистских организаций, как Исламское Государство в Ираке и Сирии (ISIS), являются настолько масштабными, что Ирак и Сирия являются отдельными национальными государствами только по названию. Фактически они – часть театра одной непрерывной войны, что вызывает тяжелыеые вопросы о мудрости военного вмешательства Запада.
Межрелигиозная ненависть, приводящая в движение ситуацию наподобие гражданской войны, складывающуюся в Ираке, может быть прослежена назад к десятилетней тирании суннитского маньяка – Саддама Хусейна. Эту ненависть снова разжег нынешний премьер-министр – шиит Нури Аль-Малики своей односторонней и ограничительной политикой. Но в интервале между правлениями Саддама и Аль-Малики (которого критики называют «шиитским Саддамом») наступил переломный момент иракской истории, когда раздор между суннитами и шиитами перешел в военную стадию.
Это был период американской оккупации с 2003 по 2011 годы. Шокирующие акты насилия привели к гибели десятков тысяч мирных жителей во имя веры под присмотром американских военных в 2006-2007 годах. Массовые убийства в течение этих двух лет со стороны суннитских и шиитских «эскадронов смерти» и террористов-смертников происходили в контексте движения вооруженного сопротивления против американской военной оккупации Ирака.
Американское вооружение и средства, которые ушли на раскол иракских суннитов и создание так называемого движения «Пробуждение» для противостояния «Аль-Каиде» в провинции Анбар, привели к тому, что вооруженные до зубов суннитские племена перестали подчиняться центральному правительству в Багдаде. Совсем не похоже на преобразование Ирака в образец демократии для остальной части Западной Азии… Американские оккупанты довели противостояние между суннитами и шиитами до губительной схватки, пожар которой не стихает в Ираке и Сирии.
После того, как американские военные покинули Ирак, можно было бы ожидать большего самокритического анализа со стороны Америки в связи с катастрофическими последствиями войн, развязанных президентом Джорджем Бушем. Вместо этого такие «ястребы» из Республиканской партии, как Джон Маккейн, настаивают на том, чтобы американские войска постоянно присутствовали в Ираке.
Идеологический единомышленник г-на Маккейна сенатор Линдси Грэм утверждает, что «если бы мы имели после сокращения сил в Ираке от 10 до 12 тысяч войск, то я абсолютно уверен, что не было бы роста «Аль-Каиды». Правые в Америке по-прежнему сохраняют иллюзии, что американские войска являются стабилизирующей силой, способной по всему миру предотвратить заполнение вакуума безопасности экстремистами и фанатиками.
Видеть «Аль-Каиду», вновь захватившую Фаллуджу или Рамади в провинции Анбар, весьма болезненно для американских консерваторов, но не из-за осознания того, что изначально это было незаконное военное вмешательство США, обострившее проблему, а из-за ошибочного прочтения истории, которую они понимают так, что армия США – это милосердный спаситель, способный привести в порядок расколотые общества.
К счастью, президент США Барак Обама не разделяет это империалистическое мировоззрение. Только представьте, насколько более ужасной была бы сейчас ситуация в Сирии и Ираке, если бы г-н Обама прислушался к ястребам и начал в 2013 году военное нападение на режим Асада в связи с обвинениями в том, что он использует химическое оружие.
Президент России Владимир Путин – предмет особой ненависти таких милитаристов из Республиканской партии США, как Джон Маккейн и Линдси Грэм, – очень веско подытожил жалкий исход военной интервенции Запада из Ирака, Афганистана, Ливии следующим образом: «Там нет покоя и примирения, нет никакой демократии, к которой якобы стремились наши партнеры (западные страны), нет элементарного гражданского мира и равновесия».
С тех пор как Франция и Великобритания, поддерживаемые США, незаконно бомбили Ливию с целью свержения автократии Муаммара Каддафи, эта стратегически расположенная в Северной Африке страна расшатывается под натиском террора, развязанного приблизительно 1700 вооруженными формированиями, которые принадлежат к отличным в корне религиям, местностям и племенам. Ливийцы получили хаос в качестве подарка от Запада, который делает вид, что принес освобождение с помощью военной «гуманитарной интервенции».
Если сегодняшнюю Ливию считать освобожденной, то единственные люди, которые там наслаждаются свободой, это стреляющие по поводу и без повода вооруженные бандиты, которые делят страну на принадлежащие им территориальные владения. Посмотрите на бедственное положение страны, где номинального премьер-министра Али Зейдана похищают боевики на рассвете, чтобы выпустить несколько часов спустя. Зейдан появляется и благодарит «настоящих революционеров» (другая группа боевиков, которые освободили его) за возвращение его к власти. Вспомним слова г-на Путина о том, что там не только нет спокойствия и демократии… Более того, в исламских «неудобных землях» не осталось ни одного государственного органа, потому что Запад создал их из подручных ему военных, а затем представил как либеральные, демократические, образцово-показательные элементы структуры.
Афганистан, к сожалению, пойдет тем же путем, что Ирак и Ливия, т.е. станет «несостоявшимся государством» и будет вынуждено бороться за достижение мира после ухода американских военных в конце этого года. Хотя недавно в опубликованной книге экс-министра обороны Роберта Гейтса «Долг: мемуары воюющего министра» говорится, что г-н Обама никогда не считал афганскую войну «своей», и что для него «главное – убраться оттуда», ущерб от самой долгой иностранной военной интервенции Америки уже нанесён.
Сейчас уже слишком поздно для нежелающего воевать г-на Обамы хоть как-то укрепить разбитый на фрагменты Афганистан после того, как американские оккупационные войска создали в стране военную диктатуру и подкупили на одно десятилетие лояльность хорошо вооруженных региональных формирований в попытке ослабить талибов. Если распоряжения государства с центром в Кабуле не выполняются нигде, за исключением нескольких городов, то не существует надежды на безопасность для афганского народа в целом.
Последствия ничем не обоснованных военных интервенций США в Ираке, Ливии и Афганистане показывают далеко не благородные намерения американского государства в содействии миру и демократии. В результате военных операций Запада в этих странах терроризм получил дальнейшее распространение - вместо того, чтобы пойти на убыль. Что сегодня действительно требуется провинции Анбар, так это не возвращение американских военных или поставки американского оружия противникам иракского правительства. Первым шагом для спасения и исцеления Ирака будет отказ от мышления и политики «решений», предлагаемых Западом.
Автор – профессор и декан Школы международных отношений Джиндал, Индия.