Белорусы предпочитают вступление в ЕС объединению с Россией. ЕС мог бы использовать такие настроения для роста числа своих сторонников в Белоруссии, полагает Наталья Макушина.
Несмотря на экономические выгоды от сотрудничества с Москвой, большинство белорусов предпочитают интеграцию с ЕС объединению с Россией. И если бы в декабре 2013 года им пришлось делать выбор между двумя центрами геополитического притяжения, то за вступление в Евросоюз проголосовали бы почти 45 процентов опрошенных, а за объединение с Россией - около трети респондентов. Об этом свидетельствуют данные опроса вильнюсского Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ). Брюссель мог бы использовать такие настроения граждан Белоруссии для увеличения числа европейски ориентированных жителей страны.
Стабильный рост
Число белорусских приверженцев евроинтеграции растет незначительно, но неуклонно. Постепенному смещению симпатий белорусов в сторону Запада не смогли помешать даже старания официальной пропаганды, которая, как и белорусский президент, представляет Евросоюз неким «монстром», находящимся в «глубочайшем кризисе морали и духовности».
ЕС по-прежнему манит белорусов, хотя с падением железного занавеса романтические представления о западном изобилии сменились пониманием того, что для достижения высокого уровня материального благополучия придется немало потрудиться. Теперь, по данным НИСЭПИ, 60 процентов белорусов уверены - страна нуждается в рыночных реформах. Особую роль в формировании такого мировоззрения сыграли зарубежные поездки, ведь за последние годы белорусы занимают первое место в мире по получению шенгенских виз - более 60 на тысячу человек.
Недавнее заявление посла Польши в Белоруссии о возможности безвизового въезда поддерживают более 50 процентов опрошенных. 40 процентов считают, что Минск должен менять ориентиры во внешней политики и сближаться с ЕС - по примеру Молдавии и Грузии, парафировавших в минувшем году соглашения об ассоциации с Евросоюзом и создании зоны свободной торговли.
Дружба по расчету
При этом прагматичные, неполитизированные белорусы свои личные выгоды от сближения с ЕС связывают в большей степени не с грядущими демократическими преобразованиями и соблюдением прав человека в собственной стране. На рост положительного восприятия Евросоюза в сознании граждан в первую очередь оказывают влияние в основном соображения материального характера.
На Западе они видят возможность достойного заработка. В ЕС они хотят учить своих детей, отдыхать или просто тратить деньги на недорогие и качественные товары. Согласно данным НИСЭПИ, около 60 процентов молодых белорусов хотели бы поехать на работу в Европу.
Впрочем, та треть респондентов, которая выступают за объединение с Россией, также надеются на интеграцию с Москвой исключительно из-за возможного улучшения своего материального положения и выхода страны из затянувшегося экономического кризиса. Ведь каждый четвертый белорус считает, что за последние три месяца его благосостояние ухудшилось.
ЕС для рядовых белорусов
Данные НИСЭПИ о геополитическом выборе граждан Белоруссии, даже если он основан сугубо на трезвом расчете, могли бы оказаться полезными для европейских политиков для выстраивания отношений не только в плоскости Брюссель - официальный Минск, но и Брюссель - рядовые белорусы. И если перезагрузка отношений Евросоюза с белорусскими властями отодвинулась на неопределенное время из-за наличия политзаключенных, у ЕС есть реальный шанс стать более открытым и еще больше увеличить число сторонников европейской интеграции в белорусском обществе.
Для этого не стоит ждать итогов переговоров о смягчении визового режима с Минском, на проведение которых после длительных проволочек согласилась белорусская сторона. Решение о снижении стоимости шенгенских виз для белорусов с 60 до 35 евро ЕС может принять в одностороннем порядке, без согласования с белорусским МИД. Пока же из уст европейских экспертов все чаще приходится слышать заявления об отсутствии геополитических интересов ЕС в Белоруссии. Может быть, именно поэтому Запад проигрывает Кремлю в борьбе за влияние на постсоветском пространстве.