Перевод: ИА «Курсор» (Израиль)
Учитель, он назвал меня «нацистом»! Ваша честь, господин судья, он поднял руку в нацистском приветствии. Господин председатель, он вновь повторяет о том, что реальность напоминает ему мрачный период 1939 года (Третий рейх, гитлеровскую Германию). Накажите его. Вот вам приблизительно суть нового законопроекта, утвержденного в воскресенье межминистерской комиссией по законодательству.
Если этот закон будет принят кнессетом, использование слова «нацист» будет запрещено в любом контексте, за исключением изучения истории и научной деятельности. Вы не сумели сдержать свои порывы?Готовьтесь отсидеть за решеткой полгода, а также заплатить штраф в размере 100 тысяч шекелей.
Однако настоящая изюминка даже не в этом: выйдет запрет носить полосатую одежду, напоминающую робу узников концлагерей, а также желтый магендавид и свастику. Есть немало израильских провокаторов, которым придется отвыкать от привычных игр.
Налицо противоречие между свободой слова и самовыражения и важной общественной необходимостью бороться с нетерпимостью и осквернением памяти жертв нацизма. Между нами говоря, свобода самовыражения не пострадает от того, что слово «нацист» и желтая звезда будут удалены из рутинной общественной дискуссии в Израиле. Сегодня любой посредственный провокатор использует символику и риторику Третьего рейха с целью привлечь к себе внимание.
Это можно обнаружить практически везде: среди ультраортодоксов, у левых и правых, у арабов, у футбольных фанатов, у правозащитников и борцов за права животных. Лишь недавно у нас гостил фанатичный борец за права животных Гарри Юрофски – и вновь сравнил мясомолочную индустрию с Треблинкой и Освенцимом. Подобного рода провокации новый законопроект намерен прекратить.
С другой стороны, свобода слова – всегда раздражает, всегда заставляет пересматривать границы, она наступает нам на "больные мозоли". В России без этого излишества прекрасно обходятся. Но такова природа свободы слова – она включает в себя всю боль, в том числе и слово «нацист», а также идиотское желание приклеить на грудь желтую звезду и вызвать гнев тысяч людей. Зрелое демократическое государство обязано принять и это.
В прошлом уже выдвигались подобные законопроекты и были отклонены. И все-таки: если нынешний проект закона будет принят, то слово «нацист» и все сопутствующие ему слова и понятия парадоксальным образом, расцветут пышным цветом. Каждый мальчишка, каждый мелкий провокатор – в Facebook или перед микрофоном – будет рад пощекотать нервы полиции, а заодно сделать себе хороший пиар. «Срок годности» этого слова истек за многие десятилетия в результате бесконечного и неуместного использования. Теперь же, после того, как оно будет запрещено законом, это слово вернется на авансцену и обретет невероятную популярность. Запретный плод, как известно, гораздо более сладок, чем доступный.