Лежащий на Урале, в отдалении от властного центра, Екатеринбург — третий после Москвы и Петербурга город России — обладает своей автономией и особым великорусским климатом, который способствует культивированию собственного своеобразия. Именно оттуда происходит независимый и оригинальный режиссер Алексей Федорченко, прославившийся восемь лет назад фильмом «Первые на Луне». Это была гротескно-ностальгическая псевдодокументальная картина о космическом путешествии 30-х годов: история героя-космонавта, который после возвращения на Землю пересек Тихий океан, перешел пешком Китай и вернулся в Россию, где был помещен в психиатрическую лечебницу.
При просмотре нового фильма Федорченко «Небесные жены луговых мари», получившего гран-при прошлогоднего фестиваля «Новые горизонты» во Вроцлаве, может показаться, что режиссер просто выдумал этот луговой народ, где все женщины носят имена, начинающиеся на букву О (Осылай, Околче, Ошвика...), и где до сих пор живы анимистические верования.
Говорят, что они продолжают встречаться в святых рощах
Святая береза исполняет желание девушки, которая просит избавить ее от родинок, но может приревновать к молодой паре, которая целуется под деревом. В лесах живут ужасные духи, которые способны увести мужа, отомстить, испортить женщину. Из могил встают зомби, но их можно использовать — призвать на помощь. Чтобы дочь-сирота смогла выйти замуж, ее благословляет покойный отец, который встает для этого из гроба. Одушевленная, а заодно чувственная природа становится полезным или ревнивым, добрым или жестоким (как в древнегреческих мифах) партнером людей.
Марийцы существуют, хотя не совсем ясно, насколько их язычество живо — сведения на этот счет противоречивы. Действительно ли они остались единственным в Европе народом, полностью сохранившим древние верования, живя в рассеянии между православием и исламом? Говорят, они продолжают встречаться в святых рощах и, как в фильме, приносят в жертву гусей, а одновременно взывают к помощи православных святых. Лента Федорченко — это не этнографическая документалистика, хотя сначала она и кажется таковой. Появляющиеся на экране женщины в фантастических народных костюмах и причудливых головных уборах в действительности (как видно в титрах) носят русские имена и фамилии, а в обычной жизни или на работе они не разговариваются на своем ни на что не похожем древнем наречии. «Небесные жены луговых мари» — это этнографическая фантазия, временами напоминающая старые фильмы Параджанова («Тени забытых предков»). Однако это картина выдержана не в романтической тональности. Федорченко ближе к физиологичности «Трилогии жизни» Пазолини, с той разницей, что тот сосредоточил внимание на мужском теле, а российский режиссер — на женском.
Читайте также: Русская община из 17-го века, живущая на Аляске 21-го века
26 отдельных эпизодов складываются в своеобразный языческий «Декамерон» фривольный и пугающий, простой и сложный попеременно. Это яркие, лишенные излишней стыдливости и двузначности картины, поданные зрителю в форме то ли сказки, то ли репортажа.
Веселый фильм с грустным фоном
В фабричной столовой девушки устраивают оргию с духами, обливаются киселем и при помощи сырой свиной ноги играют в загадочную игру в «копыто», а 12-летняя девочка мечтает пройти женскую инициацию. В этом мире о первой менструации объявляют так, чтобы об этом узнала вся деревня, трубя в специальную трубу. Дородная тетушка волшебным образом передает свое тело молодой родственнице, чтобы та приобрела пышные формы. Девушка собирает в лесу грибы, присматриваясь — этот слишком маленький, этот слишком большой, а вот такого мужа я бы хотела! Здесь правит бал энергия женской телесности.
Однако фон у этого веселого фильма грустный, он выходит на первый план в одном из эпизодов — рассказе о молодом одиноком мужчине. Он напоминает один из предыдущих фильмов Федорченко «Овсянки». Это было первое путешествие режиссера к марийцам (не лишенное художественного самолюбования): траурное путешествие на машине, в конце которого двое мужчин совершают погребальный ритуал сожжения тела любимой женщины, а на обратном пути встречают на мосту через Оку двух проституток и уходят с ними.
Но разве такие разные по стилю и тональности все фильмы этого режиссера от «Первых на Луне» и марийских лент до снятого недавно с Хармони Кориным (Harmony Korin) и Яном Квечинским (Jan Kwieciński) «Четвертого измерения» (пронизанного мотивом времени) не являются путешествиями в несуществующие миры?