Дебаты о том, должны ли женщины брать фамилию мужа после свадьбы – это одна из наиболее трудных и ведущих в никуда битв в мире феминизма. Публичные заявления о том, что это сексистская традиция, точно обрушат на вашу голову тонну ответов в ее защиту. Причины, которые женщины приводят для того, чтобы оправдать смену фамилии, различны (многие женщины говорят о том, что им не нравится собственная девичья фамилия. Это заставляет задуматься о том, почему только у женщин есть «плохие» фамилии, от которых они так хотят избавиться). Однако почти никогда женщины не говорят о том, что изменили свою фамилию по традиционной причине — чтобы показать миру, что муж – это глава семьи (я знаю, вы-то поменяли свою фамилию для того, чтобы она была одинаковой у вас и ваших детей, однако, к вашему сведению, есть и другой способ добиться этого). Так как те, кто следует традиции, постоянно отрицают, что она заключается в демонстрации подчинения, дискуссия обычно затухает без особых результатов.
В издании Pacific Standard Дэниэл Луцер (Daniel Luzer) решил изучить эту традицию, при этом проведя настоящее исследование. Как и ожидалось, молодые женщины сегодня гораздо чаще сохраняют свою девичью фамилию при замужестве, чем их бабушки: сейчас этот показатель составляет около 30%, в то время как лишь 9% женщин, которым сейчас за 60, сохранили свою девичью фамилию. По мнению Луцера, для молодых женщин это, скорее, является отражением необходимости сохранить профессиональную, карьерную идентичность, а не их идеологической приверженностью к феминизму (при этом, конечно же, профессиональная идентичность у этих женщин и появилась благодаря феминизму). Однако действительно привлекающими внимание являются данные о том, как изменение фамилии (или сохранение девичьей фамилии) влияет на то, как вас воспринимают другие.
В 2010-м году голландские исследователи попытались изучить, как люди воспринимают женщин, которые сменили свою фамилию, выйдя замуж, и тех, кто оставил свою девичью фамилию. Ученые обнаружили огромные различия. Луцер приводит цитату из их исследования, проведенного в 2010-м году: «Женщина, которая взяла фамилию партнера... считалась более заботливой, более зависимой и менее умной, более эмоциональной, менее компетентной и менее амбициозной по сравнению с женщиной, которая сохранила свою фамилию. Женщина с собственной фамилией, с другой стороны, воспринималась как менее заботливая, но более независимая, амбициозная, умная и квалифицированная».
И хотя хочется назвать такие реакции беспочвенными стереотипами, в 2009-м году американские ученые обнаружили, что существует значительная связь между сменой фамилии и следованием другим традициям в вопросе гендерных ролей. Как пишет Луцер, «чем старше невеста и чем лучше ее работа, тем вероятней, что она оставит свою фамилию». (При этом представительницы более молодых поколений чаще выходят замуж позже, чем их бабушки, а чем дольше вы ждете, тем выше вероятность того, что вы сохраните свою девичью фамилию). Чем религиозней невеста, тем более вероятно то, что она изменит фамилию. И хотя не все религии проповедуют подчинение женщины — в исследовании внутри «религиозных» групп было много вариаций в зависимости от религии – тот факт, что многие религии все же говорят о подчиненной роли женщин, скорее всего, объясняет эту взаимосвязь. Другими словами, женщины, которые не поменяли свою фамилию, считаются более независимыми, потому что, как демонстрирует статистика, так оно и есть. Конечно, американские ученые не смогли измерить такие абстрактные понятия, как ум или заботливость, однако связи между изменением фамилии и такими качествами, как амбициозность и независимость, являются более подтвержденными.
Разница в восприятии имеет значение и на индивидуальном уровне: голландские ученые обнаружили, что те женщины, которые сохранили свою девичью фамилию, чаще находят работу и получают за нее более высокую зарплату, порой зарабатывая на 500 долларов в месяц больше.
При этом, конечно, женщины, которые сохраняют свою фамилию, считаются менее заботливыми, хоть и более умными и независимыми. Это и объясняет, почему некоторые женщины продолжают менять фамилии при замужестве, и почему так сложно откровенно обсудить этот вопрос. Традиционная модель демонстрации привязанности женщины к мужчине заключается в принятии женщиной подчиненной роли. Более равноправная модель пары все еще нова и, честно говоря, находится на «экспериментальном» уровне. К примеру, как показывают исследования, хотя мужчины и отрицают, что ощущают «угрозу», когда их партнер-женщина преуспевает, многие их них на подсознательном уровне все же испытывают это чувство. На интеллектуальном уровне мы понимаем, что совершенно несправедливо ожидать от женщин того, что они подавят свою индивидуальность ради партнеров, однако на эмоциональном уровне это давление все еще существует.
Как отмечает Луцер, молодые поколения более лояльно относятся к сохранению женщиной девичьей фамилии. Это может означать, что по мере того, как каждое новое поколение мужчин становится более привычным к независимой роли женщин, снижается и невидимое давление на женщин, заставляющее их менять свою фамилию, чтобы продемонстрировать верность партнеру.
А пока это происходит, женщинам, которые стоят перед подобным выбором, хорошо было бы учесть дополнительные 500 долларов в месяц перед принятием окончательного решения. Эта сумма — прекрасный аргумент, который может склонить сомневающегося мужа к вашему решению не менять свою фамилию.