Пережитые литовцами исторические травмы влияют на тенденции самоуничтожения и самоубийств в стране. Несмотря на то, что Литва уже 20 лет лидирует по числу самоубийств, в стране нет отлаженной системы противодействия совершению самоубийств, а люди, которые предлагают научно обоснованные новые меры, сталкиваются с сопротивлением существующей системы.
«Есть много звеньев, которые не заинтересованы по сути менять приоритеты, взгляды, перераспределять средства», – сказала профессор в радиопередаче «60 минут».
По ее словам, от других стран Литву отличает то, что в стране среди самоубийц - очень много мужчин – в 5–6 раз больше, чем женщин. Эта тенденция якобы сформировалась тогда, когда мужчины были очень уязвимой группой, поскольку страдали из-за гонений, неконструктивных попыток преодолеть стресс, пьянство и др.
– Во вторник вы представили цикл своих работ, в которых указано, что пережитые нами исторические травмы влияют на тенденции самоуничтожения и самоубийств в Литве. Скажите, каким способом вы проводили исследование? Что и как вы выяснили?
– Первое, что выяснилось – модель смертности или модель причин смерти. Еще в советское время было много преждевременных смертей, тогда увеличилось число самоубийств. Литва из числа других стран выделялась тем, что необычно выросла пропорция смертей среди мужчин.
В межвоенное время с собой кончало в два раза больше мужчин. Затем цифры увеличились в 6 раз, и это не меняется. Мы из числа других стран выделяемся тем, что у нас среди самоубийц - в 5-6 раз больше мужчин, чем женщин. Эта тенденция сформировалась, когда мужчины были очень уязвимыми, поскольку страдали и из-за гонений, и из-за неконструктивных попыток преодолеть стресс (пьянство и т.д.), из-за отношения к своему здоровью, образу жизни и т.д. Реакция людей на стресс и отношение к здоровью, сформировавшиеся в условиях оккупации, не изменились до сих пор.
– Но независимость восстановили больше 20 лет назад. Почему тенденция не меняется?
– Думаю, только времени недостаточно. Советское время (хотя иногда об этом неудобно говорить) повлияло на менталитет и отношение, а от этого многое зависит. К примеру, если бы отношение политиков системы здравоохранения было более современным, было бы больше ресурсов, и мы бы могли больше внимания уделять духовному и психическому здоровью. Но по сути сегодня никакой системы нет.
Несмотря на то, что Литва уже 20 лет является страной с самым высоким показателем уровня самоубийств, нет системной превенции, поскольку люди, которые в этом разбираются и предлагают научно подтвержденные меры, сталкиваются с сопротивлением самой системы. В системе есть много звеньев, которые не заинтересованы по сути менять приоритеты, взгляды, перераспределять средства. Все продолжается. Хотя все можно изменить, но мы ничего не изменили из-за своего менталитета.
– Советское время пережили ряд стран, не только Литва. В других странах все обстоит не так печально, как в Литве. Есть ли у вас ответ на вопрос, почему?
– Советская система внедрялась в странах неодинаково. Были страны социалистического лагеря, или Варшавского пакта, они не были частью СССР. Там жизнь была немного лучше, в том числе и в области психического здоровья, поэтому они быстрее пережили трансформацию.
Странам, которые входили в состав СССР, было сложнее, поэтому в Латвии, Эстонии и Литве тенденции в этом отношении были одинаковые (только сейчас Литва уже некоторое время лидирует).
– Значит, это причина того, что люди не знали, как справится со стрессом и использовали различные способы самоуничтожения. Как они связаны с самоубийствами?
– В первую очередь - употребление алкоголя. [...] Особенно сильно пьют мужчины – они пьют, снимая стресс. Второе – наплевательское отношение к здоровью. Третье – мнение, что обращение за помощью - стигма. Мужчинам кажется, что лучше пить, поскольку те, кто обращается к психологам - слабаки. Это несовременное отношение, его надо менять. Установлено, что в некоторых странах самоубийства и стремление к суициду не так крепко связаны между собой, а в некоторых – сильно связаны. Научно доказано, что в Литве есть связь между этими двумя явлениями.
Перевод: Delfi.lt (Литва).