Арабский капитал, охватывающий буквально все спортивные мероприятия в мире и особенно в Европе, по всей видимости, произвел коренной перелом во взглядах на понятие «спонсорство» и связанные с этим делом процессы. Нам не хватит и страницы, чтобы перечислить команды и мероприятия, которым за последние годы была оказана спонсорская помощь со стороны авиакомпаний одного только региона Персидского залива. Тем не менее приведем несколько примеров. Авиакомпания Emirates Airlines (Объединенные Арабские Эмираты) стала спонсором ФИФА (25 миллионов фунтов стерлингов в год), «Арсенала» (357 миллионов фунтов до 2021 года за покупку права наименования стадиона), «Милана» (15 миллионов фунтов в год за нагрудную рекламу), «Реал Мадрида» (25 миллионов фунтов в год, также за логотип на футболках игроков). Qatar Airways (Катар) — партнер Чемпионата мира по футболу 2022 года, турнира по гольфу Qatar Masters, чемпионата Европы EuroHockey, а также турниров по теннису и крикету в Катаре. Etihad Airways (Катар) — обладатель права наименования стадиона Этихад Стэдиум (ранее известный как «Мельбурн»), главный спонсор Гран-при «Формулы 1» Абу-Даби, а также спонсор «Манчестер Сити» (название стадиона и нагрудная реклама).
Конечно, спонсорство и летающие в небе миллионы этим не ограничиваются. Например, группа ABUG, название которой можно расшифровать как «Объединенная группа по инвестициям и развитию Абу-Даби» приобрела контрольный пакет акций клуба «Манчестер Сити» за почти 150 миллионов фунтов стерлингов. У этой группы также существуют тесные связи с итальянским клубом «Интер». Причем это настолько тесные отношения, что сторонами было принято решение совместно основать академию футбола в Абу-Даби. Интерес, который арабский капитал проявил к английскому футболу, вскоре распространился на весь материк. Вклад одного из членов королевской семьи Катара Шейха Абдуллы бин Нассер Аль-Тани в бюджет испанской команды «Малага» в 2010 году составил 36 миллионов евро, в то же время он пообещал оказать поддержку строительству нового стадиона (70 миллионов евро). Правда, в дальнейшем Аль-Тани отказал клубу в поддержке. В этом же году Qatar Sport Investments (QSI) приобрел 70% акций, принадлежащих французскому клубу «Пари Сен-Жермен». В июне 2012 года QSI заплатил почти 100 миллионов евро, чтобы у одной американской инвестиционной компании приобрести остальные 30%, и стал единоличным владельцем клуба. В результате этих приобретений крупнейшие инвестиции, которые осуществил Катар в целом по Франции, значатся в списке как «ПСЖ». Тем временем за часть прямых трансляций матчей французской лиги и матчей Лиги Чемпионов, проведение которых планируется во Франции, 121 миллион евро заплатила телекомпания Al-Jazeera. Для тех, кто задается вопросом: «И о чем это говорит?» — отметим: председатель правления компании Al-Jazeera Sport, глава QSI и президент «Пари Сен-Жермен» — это один и тот же человек.
Читайте также: Футбол, спонсорство, демократия и права человека
Рядом с картиной, которую мы попытались обрисовать выше, некоторые футбольные инвестиции выглядят как технические детали. Например, кувейтская семья Аль-Хасави приобрела один из коренных английских клубов «Ноттингем Форест» и кроме того, согласно некоторым сообщениям, погасила значительную часть долгов клуба, насчитывавших порядка 90 миллионов евро. Владелец инвестиционной компании под названием Marya из ОАЭ Хасан Абдулла Мухаммед Исмаил заплатил 18 миллионов евро за 49% акций немецкого клуба «Мюнхен 1860». Можно продолжать приводить примеры. В последнее время все чаще говорится о возрастающем интересе арабского капитала к лигам Италии, Бельгии, Нидерландов, Турции. Можно предположить, что все эти события вызывают у действующих лиц европейского футбола смешанные чувства. Например, генеральный директор клуба «Боруссия Дортмунд» Ханс-Йоахим Ватцке при ответе на связанный с этой темой вопрос отметил: «Не стоит остерегаться арабского капитала. Благодаря такого рода инвестициям возникает мост между футболом Ближнего Востока и Европы. И в этом с точки зрения футбола никакой проблемы нет». При этом, если мы немного перемотаем назад, то увидим следующую реакцию президента УЕФА Мишеля Платини в ответ на продажу «ПСЖ»: «Я не могу сказать, что являюсь сторонником иностранного капитала. И даже ищу различные пути решения, чтобы препятствовать этому; но английских и французских законов недостаточно, чтобы остановить это безумие. Катарский президент, бразильский спортивный директор, итальянский тренер и футболисты из разных стран... Не могу представить такой „ПСЖ“».
Сегодня не осталось тех, кто не знает, что с помощью Financial Fair Play Regulations, которые УЕФА активно старается провести в жизнь, союз стремится остановить потоки финансовых ресурсов, устремляющихся в клубы со стороны физических лиц. При этом из-за замысловатых спонсорских связей, о которых подробно речь шла выше, многие авторитетные лица считают, что эта мера по поддержанию финансовой дисциплины «устарела, еще не начавшись».
На самом деле, чтобы понять, на что способны эти финансы (или, если выразиться более вежливо, спонсорство), достаточно вернуться к событиям недельной давности. Генеральный секретарь ФИФА Джером Вальке заявил о том, что Чемпионат мира 2022 года в Катаре не будет проведен в летние месяцы, и отметил следующее: «На мой взгляд, самый подходящий период: 15 ноября — 15 января. Период, который начинается с 15 ноября и продолжается до конца декабря, является наиболее благоприятным с точки зрения погодных условий. Температура воздуха будет соответствовать весеннему дню в Европе». Чемпионаты мира, которые начиная с 1930 года проводятся в 19-й раз, всегда завершались финальными поединками в июне или июле. С предоставлением права проведения мероприятия Катару кубок на этот раз найдет своего обладателя в первый месяц нового года.