В Киеве 20 января продолжились столкновения между активистами и бойцами правоохранительных органов, тогда как в Брюсселе министры иностранных дел европейских государств попытались выработать общую позицию по украинскому кризису. В частности они выразили «глубокую обеспокоенность» по поводу принятия 16 января Верховной Радой закона с ограничением права на собрания и свободы слова. Законы вступили в силу во вторник после публикации в официальной правительственной газете. ЕС призвал украинские власти начать диалог для поиска «демократического решения» сотрясающего страну политического кризиса.
За этими словами вырисовывается глубокий раскол между государствами-членами по поводу требуемой жесткости позиции, которую нужно занять по отношению к украинским лидерам. Он был заметен еще в конце ноября на саммите в Вильнюсе, который стал жестоким разочарованием для всех сторонников движения Украины в ЕС. После долгих месяцев торгов и обещаний президент Виктор Янукович решил все же отказаться от подписания соглашения об ассоциации и создании зоны свободной торговли с Евросоюзом. Вместо этого в декабре он заключил договор с Владимиром Путиным, который согласился предоставить ему жизненно важную помощь в 15 миллиардов долларов и снижение газовых тарифов. Что получила Россия взамен, пока что неясно.
Смена курса
Виктор Янукович может сколько угодно говорить о том, что соглашение об ассоциации не заброшено, и что его могут подписать уже на будущем саммите Украина-ЕС: пока что подобная перспектива представляется весьма туманной. Президентские выборы 2015 года покажут, можно ли ему доверять. При виде такого резкого поворота в геополитике ошарашенные европейские лидеры решили сохранить лицо, оставив открытой дверь для возобновления диалога с Киевом. «Украина должна сама решить, хочет ли она походить на Польшу или же на другие страны, например, Белоруссию», — заявил глава польской дипломатии Радослав Сикорский.
Как бы то ни было, принятые 16 января законы свидетельствуют о беспрецедентном изменении курса режима, который, по всей видимости, становится все ближе к российской модели. Все это поднимает вопрос о возможных санкциях против украинских лидеров, насчет чего в европейских правительствах нет единого мнения. Санкции могли бы быть нацелены на высокопоставленных украинских чиновников (это касается их активов и свободы передвижения по Европе) по примеру мер против десятков представителей белорусского руководства, которые были приняты после репрессий 19 декабря 2010 года. Как бы то ни было, сомнения вызывает не только нравственная и политическая уместность подобных решений, но и их эффективность.
Оправданием для них могли бы стать неоднократные проявления насилия и безнаказанность украинских правоохранительных органов. «У применения силы против демонстрантов будут последствия, причем нельзя исключать введение санкций», — предупредил министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс. Его шведский коллега и один из самых активных сторонников восточного партнерства Карл Бильдт высказал в Twitter схожую точку зрения: «ЕС нужно начать задумываться об эффективных средствах воздействия на коррумпированных игроков, которые действуют в самых темных уголках украинской политики».
Сдержанность Франции
Во Франции придерживаются несколько иного мнения. Париж весьма сдержан в своих заявлениях и не идет дальше предложений о политическом диалоге и поиске мирного решения конфликта. К тому же ему и сейчас свойственна традиционная сдержанность по поводу индивидуальных санкций. Так, например, он считает совершенно невозможным составление в ЕС своего «списка Магнитского», то есть аналога принятых в США санкций против причастных к нарушениям прав человека российских чиновников. «Введение санкций против украинского руководство может обернуться катастрофой, — утверждает французский дипломатический источник. — Это было бы совершенно неправильной оценкой событий. Путин только этого и ждет. Оно может похоронить восточное партнерство». Как бы то ни было, Франция уже много лет назад по сути забросила эту программу: президенты Саркози и Олланд переложили все на плечи Германии, Швеции, Польши и Прибалтики.
В то же время в США по-прежнему придают Украине большое значение с точки зрения геополитики, несмотря на раскол между республиканцами и демократами. Последние несколько недель Вашингтон делал неоднократные предупреждения Киеву, опасаясь неконтролируемого развития событий или даже введения чрезвычайного положения. Американская дипломатия открыто поговаривает о санкциях, пусть пока и в превентивном ключе. Официальный представитель Совета национальной безопасности США Кейтлин Хайден в понедельник заявила о том, что Вашингтон «продолжит рассматривать дополнительные меры, в том числе и санкции, в ответ на применение силы». 8 января Сенат принял резолюцию, в которой прописано, что в случае новых репрессий «против мирных демонстрантов президент и Конгресс должны принять решение о точечных санкциях, в том числе о запрете на выдачу виз и заморозке активов, против тех, кто несет ответственность» за эти акты насилия.