Обещание вернуться в политику, данное на больничной койке в Южной Корее одним из самых популярных и неоднозначных политиков Монголии, угрожает расколоть непрочное коалиционное правительство страны и осложнить и без того непростые переговоры с иностранными инвесторами.
Возвращение на сцену осужденного экс-президента и экс-премьера Намбарына Энхбаяра после президентского помилования, бесспорно, сильно повлияет на политическую обстановку в Монголии и на сложный баланс отношений, установившийся внутри коалиционного правительства. Энхбаяр был приговорен к двум с половиной годам лишения свободы за коррупцию. Восстановившись в Южной Корее после голодовки, начатой им в знак протеста против своего ареста, Энхбаяр надеется снова возглавить созданную им четыре года назад Монгольскую народно-революционную партию (МНРП). На парламентских выборах 2012 года эта партия завоевала достаточно голосов, чтобы участвовать в коалиции, с помощью популистской кампании, направленной против транснациональной горнодобывающей компании Rio Tinto, которая разрабатывает в Монголии крупное медно-золотое месторождение Оюу Толгой.
«Было вполне очевидно, что Энхбаяр вернется: ему еще рано уходить, – считает глава социологической службы Фонд «Сант Марал» Лувсандэндэв Сумати. – 2014 год – самое подходящее время для начала избирательной кампании».
Игрок
Энхбаяр был одной из центральных фигур монгольской политики в течение всех 20 с лишним лет существования страны как демократической республики. Когда у власти была находящаяся сейчас в оппозиции Монгольская народная партия, он успел побывать и президентом, и премьер-министром. Он также нажил большое состояние. В число его достижений входит выплата России долга, который накопился у Монголии как у советского сателлита. Кроме этого в то время, когда он был президентом, почти полностью прошли переговоры об инвестициях в Оюу Толгой с компанией Ivanhoe Mines, сейчас носящей название Turquoise Hill Resources и принадлежащей Rio Tinto. Многие считают, что одно было связано с другим. «Принято думать, что старый советский долг он выплатил именно деньгами Ivanhoe», – говорит Бадрал Мунхдул, глава занимающейся исследованиями рынка компании Cover Mongolia.
Предполагаемая причастность к подобным сделкам заслужила Энхбаяру прозвище «крестного отца коррупции». В итоге такая репутация ему сильно повредила, когда в 2012 году он был арестован и предстал перед судом по четырем обвинениям в коррупции. В частности его обвиняли в незаконной приватизации одной из газет и расположенной в центре столицы гостиницы «Оргоо». Его сестра Энхтуяа, жившая в Сингапуре и исчезнувшая после ареста брата, подозревается в соучастии и до сих пор разыскивается Интерполом. Среди прочего ее обвиняют в отмывании денег и в продаже монгольского флага морским судам, занятым незаконной деятельностью.
Следует отметить, что арест Энхбаяра не только не стал для него политической смертью, но даже сделал его популярней. Об этом говорят данные Фонда «Сант Марал». Судя по опросам, которые проводились до и после его ареста, Энхбаяр, бывший вторым по популярности политиком в стране, сразу же взлетел на первое место.
Хотя администрация президента Цахиагийна Элбэгдоржа утверждает, что арест Энхбаяра был правомочным, фактически он помешал экс-президенту участвовать тем летом в парламентской кампании. Большую часть года, в течение которого Энхбаяр был лишен свободы, он провел в одной из монгольских больниц из-за проблем со здоровьем. Тем временем его сторонники постоянно проводили демонстрации у Дворца правительства в Улан-Баторе, требуя его освободить. Наконец, через месяц после президентских выборов 2013 года, они добились своего, и Элбэгдорж полностью помиловал Энхбаяра.
За сценой
Даже если судимость не позволит Энхбаяру снова занять государственный пост, это не помешает ему влиять на политику из-за кулис. «Никто не может воспрепятствовать ему действовать из-за спин определенных лидеров», – отмечает Сумати, добавляя, что Энхбаяр, скорее всего, будет стараться расширить влияние своей партии, которую он сформировал в 2010 году после конфликта внутри Монгольской народной партии.
Как именно Энхбаяр будет влиять на переговоры об Оюу Толгой и ряде других проектов меньшего масштаба, пока непонятно, говорит Мунхдул. Монголия все еще не оправилась от последствий последнего вмешательства государства в этот проект. Прошлым летом оно блокировало план по вливанию в проект 4 миллиардов долларов. Эти деньги должны были пойти, в частности, на подземный рудник, строительство которого стоит 5 миллиардов долларов и который, по мнению Rio Tinto, должен дать доступ к 80% богатств месторождения. Компания в ответ приостановила строительные работы, пока не будут сняты все основные противоречия между ней и монгольскими властями. «Сейчас Энхбаяр ведет себя, скорее, как популист... но я назвал бы это его текущей политической стратегией, а не его взглядами», – отметил Мунхдул.
Для многих возвращение Энхбаяра и смягчение приговоров, которые были вынесены многим другим осужденным за коррупцию госчиновникам, свидетельствует о том, что борьба с коррупцией ведется недостаточно решительно. Президент Элбэгдорж избрал противодействие коррупции одной из главных тем своего первого срока. Таким образом он хочет создать в стране хороший инвестиционный климат. «Я считаю главным достижением его антикоррупционной кампании перемены в общественном мнении. Сейчас в обществе стало намного меньше терпимости к коррупции», - утверждает Мунхдул.
От дальнейших событий, возможно, будет зависеть, что именно увидят инвесторы: открытость страны для бизнеса или тот факт, что она снова выставлена на продажу.