На этой неделе акции производителя прославленной водки «Маотай» начали расти в цене после того, как Центральное телевидение Китая (ЦТК) на выходных показало сюжет, в котором президент России Путин положительно отозвался об этом напитке.
Цена на акции Kweichow Moutai Company (600519 на Шанхайской фондовой бирже) с момента закрытия в пятницу и до 12.00 во вторник выросла с 120,33 юаня до 128,1 юаня (примерно 672 рубля и 715 рублей соответственно – прим. пер.), то есть более чем на 6%. Этот подъем позволил производителю вновь завоевать титул «компании с наиболее дорогими акциями класса А на внутреннем рынке страны».
К удивлению телезрителей и любителей алкоголя, ЦТК показало сюжет, в котором Путин в ходе пресс-конференции, прошедшей в Сочи 17 января, дважды упомянул знаменитый бренд.
Когда журналистам подали чай, российский президент в шутку сказал репортеру ЦТК, что приготовил для него «Маотай».
Вслед за этим, как вспоминает китайский репортер, Путин высоко оценил эту марку алкоголя. «Он сказал, что «Маотай» – великолепный напиток, и что китайский алкоголь очень крепкий», – рассказал журналист в ходе программы, показанной в воскресенье 19 января.
ЦТК пока еще не показывало всю беседу представителя ЦТК с президентом целиком, однако необычный комментарий российского лидера и теплота, которую он неожиданно проявил по отношению к китайскому бренду, уже сделали этот сюжет одной из самых «горячих» тем китайских социальных сетей.
Джеймс Баттон, занимающий пост старшего управляющего расположенного в Шанхае консалтингового агентства SmithStreetSolutions, заявил, что скачок в цене на акции производителя напитка по крайней мере частично объясняется заявлением, опубликованным компанией в субботу. Kweichow Moutai Company объявила, что в 2013 году доход компании составил более 4 миллиардов юаней (22,3 миллиарда рублей – прим. пер.), что на 13.8% больше, чем в предыдущем году.
«Однако слова Путина здорово помогли этой марке, – добавил Баттон. – В Китае у Путина очень хороший имидж, поэтому когда он говорит за «Маотай», то это заведомо оказывает положительное воздействие на потребителей».
Как отметил эксперт, слова Путина также свидетельствуют о том, что усилия, приложенные компанией для продвижения бренда за рубежом, приносят свои плоды. В наши дни Китай как раз старается всесторонне наращивать «мягкую силу» страны.
«Так что я не думаю, что то, что сейчас Путин упоминает «Маотай» – просто совпадение», – заключил он.
В обороте компании более 50% продукции – это различного рода алкоголь. Вероятно, это наиболее известный китайский производитель горячительных напитков. Этот отмеченный наградами бренд давно уже стал привычной частью официальных банкетов, на которых чествуют глав других стран. Его реклама заявляет, что это национальный китайский алкоголь – и «Маотай» действительно признается таковым. В середине 2012 года курс акций компании в самой высокой его точке составил 266 юаней (примерно 1485 рублей – прим. пер.).
Особый официальный статус этой марки дал ему преимущество перед конкурентами, что привело к стремительному росту цен на продукцию компании в течение последних десяти лет. Однако в то же время репутация бренда была несколько подмочена бесконечным потоком подделок, запрудивших китайский рынок, а также его частым упоминанием в контексте борьбы со взятничеством и другими формами коррупции в чиновничьей среде.
Более того, в последнее время КПК развернула настоящую войну с пышной жизнью чиновников на местах, часто включавшую в себя поглощение больших объемов дорогого алкоголя вроде «Маотай». Это стало тяжелым ударом для некогда процветавшего бизнеса.
К 8 января курс акций этого производителя находился на нижайшей отметке в 118 юаней (примерно 659 рублей – прим. пер.) – на 55% меньше, чем полтора года назад. Более 150 миллиардов юаней (около 837 миллиардов рублей – прим. пер.) рыночной стоимости растаяли, как дым.
На данный момент компания Kweichow Moutai Company никак не прокомментировала происходящее.