ВВС Индии резко раскритиковали образцово-показательный индо-российский проект по совместной разработке перспективного многофункционального истребителя (ПМИ) пятого поколения. Несмотря на то, что Нью-Дели и Москва сейчас прорабатывают окончательный договор на сделку в 6 млрд долларов по совместной разработке ПМИ с учетом потребностей Индии, ВВС Индии утверждают, что российские специалисты не смогут выполнить обещания по летно-техническим характеристикам ПМИ.
Проект ПМИ считается настолько жизненно важным для будущего индийских ВВС, что министр обороны Индии А. Энтони публично отверг любую перспективу покупки американского истребителя пятого поколения F-35. В 2007 году Нью-Дели и Москва подписали межправительственное соглашение, выведя проект за рамки правил закупок министерства обороны Индии. Более того, индийские ученые утверждают, что знания, полученные от ПМИ, позволят сделать прорыв для разработки оригинального индийского истребителя пятого поколения.
Несмотря на столь большую зависимость от проекта ПМИ, ВВС Индии ошеломили министерство обороны жалобой на то, что этот проект недостаточно хорош. 24 декабря на встрече в Нью-Дели под председательством министра оборонной промышленности высокопоставленные представители ВВС убеждали, что ПМИ имеет «недостатки... в плане летных характеристик и других технических особенностей».
Три главных возражения ВВС против ПМИ были следующими: (а) россияне неохотно делятся с Индией критически важной проектной документацией; (б) двигатели нынешнего прототипа истребителя не отвечают требованиям, являясь простой модернизацией двигателей многофункционального истребителя Су-30МКИ; (в) проект слишком дорог. Если Индия заплатит 6 миллиардов долларов для совместной разработки ПМИ, то «значительная доля бюджета ВВС на покрытие запланированных расходов будет заблокирована».
15 января ВВС возобновили враждебную критику проекта в Нью-Дели на встрече в министерстве обороны. Заместитель начальника штаба ВВС, отвечающий за службу закупок, заявил, что двигатель ПМИ ненадежен, радар не отвечает требованиям, конструкция малозаметности плохо спроектирована, уровень участия Индии в проекте слишком мал, а цены на истребитель к моменту ввода в эксплуатацию будут заоблачными.
Читайте также: Индия хочет получить большую роль в разработке истребителя Т-50
Источники газеты в министерстве обороны подозревают, что ВВС стремятся подорвать проект ПМИ с целью высвободить средства на покупку 126 французских многоцелевых истребителей «Рафаль», на что потребуется порядка 18 миллиардов долларов. В октябре 2012 года тогдашний глава ВВС Индии объявил, что ВВС смогут купить только 144 самолета проекта ПМИ вместо 214 запланированных ранее. Сократив количество истребителей, ВВС в настоящее время подвергают сомнению саму выгоду совместного проекта ПМИ с Россией.
Пятое поколение истребителей качественно превосходит нынешнее «поколение 4,5» типа российского Су-30МКИ. Они сконструированы так, что будут почти невидимы для радаров; имеют сверхзвуковую крейсерскую скорость, электронное оборудование и ракеты принципиально нового типа.
Министерство обороны и «Хиндустан Аэронотикс», ведущая индийская авиастроительная компания, ответили на критику ВВС в отношении проекта ПМИ. Сообщается, что российские официальные лица разъяснили: нынешний прототип двигателя – это временное решение для того, чтобы позволить продолжить летно-испытательную программу. Новый двигатель уже разрабатывается в России, и в перспективе будет использован как в индийском проекте ПМИ, так и в российском проекте ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации).
Должностные лица также говорят, что программа ПМИ предусматривает совместную разработку радаров, гораздо более совершенных по сравнению с существующими прототипами. ВВС России хотят, чтобы стандартные радиолокаторы, предназначенные для версии ПАК ФА, имели фронтальный обзор. ВВС Индии хотят два дополнительных радара, которые позволяли бы пилоту видеть все вокруг. Сейчас россияне оценивают аналогичное техническое требование.
Ни ВВС, ни министерство обороны Индии, ни «Хиндустан Аэронотикс» не ответили на просьбу газеты прокомментировать ситуацию.
В то время как министерство обороны, «Хиндустан Аэронотикс» и ВВС продолжают обсуждения, Россия продвинулась в разработке истребителя пятого поколения. «ОКБ Сухого» разработало и провело 300 испытаний самолета Т-50. ОАО «Компания «Сухой» и «Хиндустан Аэронотикс» планируют доработать проект ПМИ примерно за восемь лет. ВВС России, у которых менее амбициозные спецификации, чем у ВВС Индии, планируют ввести в эксплуатацию собственный вариант истребителя пятого поколения Т-50 в 2017-18 годах.
После межправительственного соглашения, подписанного в октябре 2007 года, был подписан генеральный контракт между «Хиндустан Аэронотикс» и ФГУП «Рособоронэкспорт» в декабре 2008 года. В этом контракте изложены общие принципы сотрудничества, например, разделение труда, разделение затрат и продажа ПМИ пятого поколения в третьи страны. В декабре 2010 года был подписан контракт на разработку эскизно-технического проекта индийского варианта истребителя пятого поколения, который привел к базовой конфигурации ПМИ в подборе его систем и оборудования. После завершения этого контракта в июне 2013 года в настоящее время ведутся переговоры с Россией о заключении финального договора по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам ПМИ пятого поколения.