Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сербия и ЕС: торопись медленно

Сейчас открываются переговоры о вступлении Сербии в Европейский Союз к 2020 году.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для Сербии вступление в ЕС является важным рычагом, при том что главная цель заключается в модернизации политической, юридической и экономической структуры. Основная идея европейского проекта касается развития правового государства и верховенства закона, который должен обеспечить свободу граждан, безопасность инвестиций и экономическое процветание страны. Этика и экономика идут рука об руку.

Atlantico: Переговоры о вступлении Сербии в Европейский Союз открываются в атмосфере осторожных ожиданий при том, что страна отстает от плана по сразу нескольким моментам, в частности в юридической сфере. Возможно ли по-вашему ее вступление в Евросоюз к 2020 году, о котором говорят в данный момент?

Жан-Сильвестр Монгренье:
Эту дату стоит воспринимать скорее как некую перспективу, чем четко установленный срок. С обеих сторон переговорам нужна такая перспектива. Как бы то ни было, будущее начинается здесь и сейчас, и если рассматривать его с учетом текущей ситуации, предстоит сделать еще очень многое.

Сербия — это ключевая страна на западных Балканах. Для нее вступление в ЕС является важным рычагом, при том что главная цель заключается в модернизации политической, юридической и экономической структуры. Основная идея европейского проекта касается развития правового государства и верховенства закона, который должен обеспечить свободу граждан, безопасность инвестиций и экономическое процветание страны. Этика и экономика идут рука об руку.

Если обратиться к международным рейтингам, Сербия занимает одно из худших мест среди европейских стран. Как следует из исследований и отчетов НКО Transparency International, которое составляет в частности знаменитый коррупционный рейтинг, Сербия находится на 72 месте (из 177) по борьбе с коррупцией. Что касается свободы предпринимательства, там все обстоит еще тревожнее. По уровню экономической свободы, который совместно рассчитывают Heritage Foundation и The Wall Street Journal, Сербия находится на 95 месте в мире, по соседству с Россией и Белоруссией.

— Каковы сегодня главные проблемные места Сербии?

— Вышеупомянутые рейтинги позволяют получить общее представление о ситуации в целом. Теперь следует разобраться с конкретными проблемами, с которые воздействуют на предпринимателей, деловой климат и повседневную жизнь сербского народа. Так, несоответствия и неточности в сербском уголовном кодексе подставили некоторых предпринимателей и инвесторов под удар правоохранительных органов, которыми манипулируют в политических целях.

Статья 234 уголовного кодекса, которая вступила в силу 15 апреля прошлого года и пришла на смену старой статье 359 (была составлена еще при коммунизме), позволяет де факто рассматривать любую экономическую деятельность как преступную. В результате любой акционер может предстать перед судом, которым пользуются политики и мафиозные структуры для сведения счетов. По этой причине Европейский парламент неоднократно требовал упразднения данной статьи.

Дело Мисковича стало тому прекрасным примером. Крупнейшего работодателя Сербии сначала отправили за решетку за то, что тот взял проценты по займу, который, тем не менее, был одобрен Банком Сербии. В июле 2013 года его отпустили на свободу после семи месяцев заключения, однако он с удивлением дл себя обнаружил, что его дело было пересмотрено задним числом в силу статьи 234, хотя прокуратура не представила каких-либо новых доказательств. 3 октября Конституционный суд постановил, что заключение Мисковича было неконституционным и нарушило Европейскую конвенцию прав человека. Тем не менее, нападки на него с самого верха государственной власти так и не прекратились, что придает делу вид политическо-судебной вендетты.

К несчастью, этот процесс — вовсе не отдельный случай, и в будущем нельзя исключать аналогичных разбирательств. Подобная практика перекликается с практикой расположенных восточнее авторитарных режимов. Она говорит об отсутствии юридических гарантий, которое представляет собой посягательство на права и свободы. Кроме того, оно становится препятствием для экономического роста и переходного процесса к упорядоченной рыночной экономике, которые являются единственным залогом создания рабочих мест и процветания. А ведь для вступления в ЕС стране требуется настоящая рыночная экономика.

— Европейский Союз в свою очередь сейчас тоже переживает внутренние проблемы, как политическом, так и экономическом плане. Сохранились ли у него прежние возможности для того, чтобы принять новые государства, после шести лет кризиса?

— Понимание этих возможностей чрезвычайно важно, потому что нам нужно осознавать их пределы: возможно далеко не все, а ЕС не должен стать Всемирным почтовым союзом. Как бы то ни было, учитывать следует не только экономические данные, тем более что они отчасти носят конъюнктурный характер. Нужно рассматривать исторические и культурные факторы, настроения народов, совокупность геополитических условий. Хотя, разумеется, нельзя отрицать, что экономическая ситуация отражается на умах и способствует формированию представлений о будущем. Наконец, отметим, что вступившие в ЕС в течение прошлого десятилетия страны Центральной и Восточной Европы не несут ответственности за нынешние дефициты государств, накопившуюся внешнюю задолженность и кризис в еврозоне. Многие из них вообще до сих пор не перешли на евро. Кризис еврозоны и мировой геоэкономики ставит под сомнение западноевропейскую соцал-демократию: этот тип политической и экономической организации давно устарел.

Но вернемся к Сербии и западным Балканам. ЕС и его государства-члены совершенно оправданно развивают взаимодействие с этим регионом, предложив ему перспективу вступления (все началось на саммите в Салониках в июне 2003 года). Речь идет о наших ближайших соседях, и обострение дремлющих геополитических конфликтов или даже возобновление войн обошлось бы ЕС намного дороже, чем любые взятые на себя обязательства. Все зависит от условий и темпов.

В целом, расширение не стоит торопить под предлогом некоего исторического хода событий. Сербия должна выполнить четкие условия, в частности в области правосудия и свобод. Речь идет о статьях 23 («Судебная система и основополагающие права») и 24 («Правосудие, свобода, безопасность») в списке необходимых для вступления в Евросоюз условий. Представителям ЕС не следует легкомысленно относиться к взятым на себя Сербией обязательствам. Им необходимо убедиться в выполнении всех критериев, которые позволяют оценить масштабы и эффективность реформ в стране-кандидате, даже если сроки придется отодвинуть дальше 2020 года.

— Вступление Румынии и Болгарии в свое время тоже вызвало немало вопросов, что привело даже к задержке с присоединением двух этих государств. Можно ли рассматривать два этих случая как позитивный задел на будущее Сербии?


— Разумеется, нет. Чтобы разобраться в ситуации, нужно вспомнить историю этого вступления (1 января 2007 года). Расширение ЕС на Болгарию и Румынию явно было преждевременным. Хотя его и можно понять в геополитическом плане, ускоренное решение привело к относительной неподготовленности вступающих стран, в том числе в плане юридических реформ, а также борьбы с организованной преступностью и коррупцией. В результате ЕС пришлось создавать механизм сотрудничества и проверки, который подразумевал формирование экспертных групп и полугодовые отчеты. Другими словами, реформы, которые должны были быть завершены до вступления, на самом деле были начаты лишь после вхождения в ЕС. Получается, что мы забежали вперед паровоза.

Затем в головах наступило просветление. Возникшие в Румынии и Болгарии сложности продемонстрировали европейским властям необходимость повысить уровень требований и изменить существующие процедуры для проведения переговоров и подготовки к вступлению в ЕС Хорватии 1 июля 2013 года. Число необходимых для выполнения статей было увеличено с 31 до 35. То же самое касается и критериев открытия и закрытия упомянутых статей: 23 критерия открытия и 104 критерия закрытия. Европейская комиссия заняла более жесткую позицию по некоторым аспектам переговоров и в частности статьям 23 и 24. По инициативе Франции и Германии был сформирован расширенный контрольный механизм, который позволяет Еврокомиссии детально, статья за статьей, оценить выполнение взятых на себя страной во время переговоров обязательств.

В отношении Сербии и других западных балканских государств потребуется еще больше жесткости и требований. Этот исторически неспокойный регион многие века оставался вне поля зрения Запада из-за долгого доминирования Османской империи. Сейчас же ему необходимо преодолеть огромные препятствия. Если требования и критерии оценки не станут жестче, это нанесет удар по лежащим в основе общеевропейского проекта идеалам. И вместо «экспорта» правового государства мы сами «импортируем» коррупцию и беззаконие. В качестве рекомендации для представителей Европейского Союза на переговорах мне хотелось бы процитировать максиму императора Августа: «Торопись медленно».

Жан-Сильвестр Монгренье, доктор геополитики, преподаватель истории и географии, сотрудник Французского института геополитики.