Институт немецкой экономики (Institut der deutschen Wirtschaft, IW) в Кельне подлил этими данными масла в огонь актуальной общественной дискуссии о прибытии в Германию иммигрантов из наиболее бедных государств Евросоюза, в центре внимания которой остается право приезжих на получение немецких социальных пособий. В начале текущего года для граждан Болгарии и Румынии были сняты последние ограничения на легальное пребывание в Германии и поиск занятости на немецком рынке труда.
С одной стороны, свобода передвижения в рамках Евросоюза вызывает среди наиболее благополучных членов европейского сообщества традиционные опасения в потенциальном повышении нагрузки на социальную систему, с другой – сулит ей же дополнительные отчисления. Основной вопрос – способны ли новоприбывшие обеспечить предприятия страны рабочими руками, о нехватке которых не устают напоминать руководители компаний и лоббисты, или станут обузой для общества, опасающегося «социального туризма»?
С точки зрения специалистов Института немецкой экономики, дискуссию пора перевести в иное русло, рассматривая вопрос об уровне профессиональной квалификации приезжающих. Социологи IW, организации, которая содержится на средства работодателей и призвана отстаивать их интересы, подсчитали: доля лиц с высшим образованием, приезжающих в ФРГ в поисках работы из Болгарии и Румынии, весьма высока – она достигает 25 процентов.
Вообще же, среди иностранцев, живущих в ФРГ, похвастаться наличием вузовского диплома могут только 19 процентов. При этом 29 процентов коренных немцев имеют высшее образование – то есть, иммигранты из Болгарии и Румынии почти не уступают в своей квалификации местным. Особенно позитивный импульс немецким инновационным компаниям способен придать приток трудовых мигрантов с высшим образованием по таким дисциплинам, как математика, информатика и естественные науки. Такими ценными дипломами обладают 10% приезжающих в ФРГ, среди граждан Болгарии и Румынии специалистов в этих областях – 8%, среди населения Германии – шесть.
Исследование Института немецкой экономики дает очередные доказательства снижения негативных эффектов сложной демографической ситуации Германии за счет притока переселенцев. Новые трудовые ресурсы способны повысить немецкий экономический потенциал, что, в свою очередь, положительно скажется на государственном бюджете и бюджетах коммун.
Так, согласно прогнозам экспертов IW, взявших за основу своих расчетов такие усредненные показатели, как пенсионный возраст, равный 67 годам, начало трудовой деятельности в 24 года и доля занятых неполный рабочий день, достигающая 25%, к 2030 году Германии во всех областях народного хозяйства будет не хватать примерно 2,4 млн. трудящихся – вопреки потенциальному ежегодному притоку 100 000 трудовых мигрантов.
Если повысить последнюю цифру до 400 тысяч в год, нехватка по-прежнему останется на уровне миллиона специалистов. Чтобы сохранить недостаток трудящихся к 2030 году на уровне одного миллиона, но принимать не больше 100 000 приезжих в год, пенсионный возраст придется повысить до 69 лет. Избежать всего этого можно, в буквальном смысле заманивая в страну квалифицированных иностранцев: несмотря на снятие ограничений на свободное передвижение рабочей силы в рамках Евросоюза, Германия пока предпринимает недостаточно усилий ради притока специалистов из-за рубежа.