20 января 1990 года. День, вошедший в историю под названием «Черный январь» в связи с учиненной российской армией расправой в Азербайджане, ежегодно является «Днем траура» как для азербайджанских тюрок, так и для всего тюркского мира. Советский Союз, называемый в те дни страной «железного занавеса», объединял в своем составе 15 республик (в том числе Азербайджан), каждая из которых сегодня представляет собой независимое государство. Когда Советский союз во главе с Михаилом Горбачевым стал трещать по швам, практически во всех советских республиках зародились тайные сепаратистские движения.
Независимость вопреки советской секретной службе КГБ
Основав «Народный фронт Азербайджана», Абульфаз Алиев (по народной воле его фамилия впоследствии была изменена на «Эльчибей») организовал борьбу за независимость Азербайджана и, невзирая на преследования со стороны советской секретной службы КГБ и Красной армии, продолжал вести подпольную деятельность. В этот период мне довелось посетить Баку и наблюдать за происходящим в непосредственной близости. Чтобы остановить начатое Народным фронтом сепаратистское движение, Москва осуществила военное вмешательство, поводом для которого была названа угроза безопасности проживающих в Баку русских и армян.
Старики, женщины, дети — жертвами массовых убийств становились все
В ночь с 19 на 20 января 1990 года подразделения Красной армии вошли в Баку и безжалостно открыли огонь по мирному населению. Применяя тяжелое вооружение и танки, атакуя с земли и воздуха, российские войска не щадили никого, будь то старики, женщины, дети. Погибли сотни азербайджанских тюрок. Автоматными очередями российские солдаты поражали каждого, кто представал перед ними, даже тех, кто выглядывал из окон домов, проезжал мимо на автомобиле, или врачей скорой помощи, спешивших помочь раненым. От безысходности многие бежали врассыпную, теряя свои жизни под гусеницами танков.
Черный флаг над Азербайджаном
Все, кто не избежал гибели в ходе этой атаки, были похоронены в парке имени Кирова в Баку. Посетители, прибывающие сюда со всех уголков Азербайджана, превратили эту братскую могилу в необъятное, устланное алыми гвоздиками поле. На входе в этот мемориальный комплекс в память о погибших был вывешен азербайджанский флаг в черном обрамлении.
Аяз Муталибов, который по воле Москвы сменил Везирова на посту первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана, действует заодно с российскими силами и вводит военное положение. Народный фронт призывает к забастовкам, при этом все рабочие заводов принимают решение присоединиться к бастующим. Подготовив письменное заявление о массовых убийствах в Азербайджане, Абульфаз Эльчибей направляет его Генсеку ООН и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. На волне радио «Азатлык» он сообщает об этом азербайджанскому народу.
Народный фронт сильнее Компартии Азербайджана
Сепаратистские движения начинают создавать проблемы для коммунистических властей в Москве и Баку. Примечательно, что своими заявлениями из Москвы поддержку Народному фронту оказывает Гейдар Алиев, первый в советской истории мусульманин тюркского происхождения, который поднялся до членства в «Политбюро» (органа принятия решений на высшем уровне, определяющего политику Компартии) и должности первого заместителя председателя Совета Министров СССР.
После того как из-за разногласий с Горбачевым по политике в Азербайджане Алиев отстраняется от должности, и перед тем как он отправляется в Баку, мы встречаемся с ним в Москве. На мой взгляд, сделанное им тогда заявление является историческим: «Компартия в Азербайджане больше не обладает силой. Ей следует сотрудничать с Народным фронтом, так как после резни в Баку уважения к партии больше не осталось. Ввод Красной армии в Баку было ошибочным, это было попрание прав человека. Народный фронт Азербайджана — это великая сила, которая гораздо сильнее Компартии. Народ утратил доверие к партии, он доверяет Фронту. Главная ошибка лидера Компартии Азербайджана Везирова состоит в том, что он не пошел на контакт с Народным фронтом и отнесся к нему так, как будто его вовсе нет. Теперь силу Народного фронта отрицать нельзя. Осознав это, Москва сместила Везирова и назначила Муталибова. Сейчас властям следует идти на сближение и сотрудничество с Народным фронтом. Не стоит забывать, за ним пошли 2 миллиона человек».
Невзирая на Красную армию, они подняли флаг
Но Муталибов совершает ту же ошибку и, игнорируя волю народа, оказывает давление на Народный фронт. Закрывая здания Народного фронта, российские военные проводят аресты его членов. Абульфаз Эльчибей и его единомышленники, заявляя о намерении продолжать борьбу за независимость, 26 января 1990 года на глазах у российских военных водружают трехцветный флаг Азербайджана на крыше здания Института рукописей. Так всему миру они объявили о том, что выступают против российского империализма. Из-за «железного занавеса» передать новостное сообщение за рубеж в этот период практически невозможно, поэтому один из активистов Народного фронта Этибар Мамедов тайно едет в Москву, где в постоянном представительстве Азербайджанской ССР проводит специальную пресс-конференцию, на которой доводит до сведения аккредитованных в Москве журналистов, представляющих мировую прессу, информацию о массовых убийствах в Баку, показывает им фотографии. Впоследствии он будет задержан КГБ.
Борьба Эльчибея продолжалась до тех пор, пока Азербайджан не приобрел независимость
Из Москвы я прибыл в Баку, желая встретиться и обсудить последние события с Эльчибеем, продолжавшим вести борьбу за независимость конспиративно. Мы встречались и в офисе здания, которое Эльчибей и его единомышленники использовали как штаб, и в доме в Наримановском районе, где проводились тайные встречи. Из активистов Народного фронта мне также посчастливилось встретиться с Биджаном Ибрагимоглу, который впоследствии станет премьер-министром Нахичеванской Автономной Республики, Расулом Гулиевым, в тот период занимавшим пост директора Бакинского нефтеперерабатывающего завода, профессором Академии наук Эльдаром Салаевым. Назвав меня своим гостем и посадив на почетное место, Эльчибей сказал: «Говорят, Красная армия вошла в Баку, чтобы препятствовать мусульмано-христианскому конфликту, но это не так. Кого бы вы ни спросили в Баку - армянина или еврея - вам скажут, что у нас никогда не было подобных проблем. Но теперь наши отношения с Москвой замешаны на крови, мы требуем расплаты и продолжим борьбу, пока Азербайджан не станет независимым». Эльчибей сдержит свое слово, и Азербайджан 30 августа 1991 года приобретет независимость.