Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новые члены ЕС теряют население быстрее, чем Россия

© РИА Новости Павел КомаровИсчезающая деревня Березовка Новосибирской области
Исчезающая деревня Березовка Новосибирской области
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Часто можно услышать, что для России единственный способ взять под контроль демографический кризис – это провести далеко идущие либеральные реформы в политике и в экономике. Единственная проблема этой теории заключается в том, что посткоммунистические государства, которые уже провели такие реформы, теряют население еще быстрее, чем Россия.

Часто можно услышать, что для России единственный способ взять под контроль демографический кризис – это провести далеко идущие либеральные реформы в политике и в экономике. Утверждается, что если у людей укрепится уверенность в будущем, они будут с большей охотой обзаводиться детьми, а если экономика станет динамичнее, им проще будет это себе позволить. К тому же более отзывчивое и ответственное правительство будет быстрее реагировать на потребности граждан, особенно в сферах здравоохранения и социального обеспечения. Все это звучит вполне убедительно.

Единственная проблема этой теории заключается в том, что посткоммунистические государства, которые уже провели далеко идущие либеральные реформы в политике и в экономике (речь идет о странах, ставших полноценными членами Европейского Союза), теряют население еще быстрее, чем Россия. Приведенный здесь график демонстрирует изменение численности населения в новых членах ЕС (Болгарии, Чехии, Эстонии, Хорватии, Венгрии, Литве, Латвии, Польше, Румынии и Словакии) и России с 1994 года.

Если в ближайшие годы сложившиеся тенденции будут меняться, то, по-видимому, только в пользу России: недавно Евросоюз отменил последние ограничения для румынских и болгарских рабочих. Хотя вряд ли следует ждать массового исхода, отток работников с Востока на Запад, вероятно, слегка усилится. А с учетом по-прежнему скверных экономических условий в таких местах, как Хорватия, Болгария и Румыния, я не думаю, что многие из уехавших за границу в ближайшее время вернутся на родину.
 
Что я хочу всем этим сказать? Очень простую вещь. Если страна хочет бороться с демографическим спадом, ей следует бороться именно с демографическим спадом. Реформы рынка труда или свободные и честные выборы не имеют непосредственного отношения к повышению ожидаемой продолжительности жизни, росту рождаемости или привлечению мигрантов. Я не говорю, что экономическая либерализация или выборы – это плохо, однако они не связаны напрямую с демографическими показателями. Другими словами, нельзя вести демографическую политику опосредованно – если вы занимаетесь демографическими проблемами, нужно фокусироваться на демографии.

Кроме того, стоит отметить, что все эти сюжеты про «последнего человека в России» выглядят еще актуальнее для стран, скрупулезно следующих западным рецептам. Новые члены ЕС либерализовали свои экономики, открыли свои рынки для западных товаров, вступили в НАТО и в Евросоюз. Тем не менее, вместо демографической стабильности они получили в награду за все усилия только колоссальный спад численности населения, причем - еще хуже, чем в России. Не забывайте об этом, когда будете читать очередную статью о пустеющих деревнях в российской глубинке.